Июл 02

Инициаторы саморегулирования в строительстве возлагали на него, в числе прочих задач, защиту бизнеса от административного давления строительных чиновников. Государственное лицензирование нередко использовалось в качестве карательного механизма по отношению к неугодным компаниям.

Первоначально идея саморегулирования была встречена чиновниками — и в России, и в Красноярском крае — в штыки, но в 2007 году они вдруг резко изменили точку зрения и превратились в наиболее рьяных сторонников саморегулирования. Причина проста: в опубликованных проектах законов чиновники увидели новый, значительно более мощный, чем государственное лицензирование, инструмент укрепления личной власти. Но использовать этот механизм можно только при условии, что контролируемые чиновниками саморегулируемые организации (СРО) не будут иметь конкурентов в виде независимых организаций. Иначе строители уйдут туда.
Началось форсированное создание СРО под административным ресурсом. Представители региональной власти, по закону не имеющие права вмешиваться в процесс создания СРО и обязанные оказывать одинаковую поддержку всем инициативным группам, выступили фактическими инициаторами формирования вполне конкретных организаций. Началось подавление других инициативных групп и создание преференций для своих.
Аналогичные процессы шли не только в Красноярском крае. Владимир Островский, директор представительства Ассоциации строителей России по СФО, сообщил, что давление на строителей и принуждение их к членству в конкретных СРО в той или иной мере обнаруживается во всех регионах СФО. Во многих местах СРО стали представлять как хозяйствующую структуру, хотя по закону это некоммерческая регулирующая организация, хозяйственную деятельность не ведущая. Идет подмена понятий, слышны заявления, что все подряды будут распределяться только среди членов одной (административно управляемой) СРО. Это грубое нарушение законодательства, но явление широко распространено. Член Экспертного совета Минрегионразвития России, главный советник председателя АСР Александр Герасимов: «Это игры администраторов, которые не совсем точно понимают, что они делают, и решают совершенно другие задачи, к саморегулированию не имеющие отношения».

В АСР появилась идея созания межрегиональной СРО, оказывать давление на которую региональные чиновники не смогут. В. Островский: «Мы уберем административный барьер. К сожалению, чиновники загоняют строителей под себя. Особенно интересно наше предложение компаниям, работающим в нескольких регионах».
Подготовка велась два года. В прошлом году АСР предпри-нимала попытку проведения совещания по созданию межрегиональной саморегулируемой организации строителей Сибири в Красноярске, но, по словам В. Островского, она была заблокирована краевым министерством (в то время еще департаментом) строительства.
13 апреля при участии полномочного представителя президента РФ в СФО Анатолия Квашнина это совещание состоялось в его резиденции в Новосибирске. Присутствовали руководители 45 строительных компаний со всего округа, в том числе из Красноярска, представители АСР, Минрегионразвития, территориальных органов власти некоторых регионов СФО. Решение о создании межрегионального СРО принято, сформирована рабочая группа. Согласие на вхождение в межрегиональную СРО в качестве экспертного органа дал филиал Федерального лицензионного центра по СФО.

Источник: http://gazetastroi.ru