Саморегулируемым организациям уже нельзя ограничиваться в своей работе минимально необходимым контролем строителей и выдачей допусков к работам.
Современная саморегулируемая организация призвана стать системным интегратором в сегодняшнем разъединенном и разобщенном строительном комплексе. Она должна помогать входящим в состав партнерств компаниям в бизнесе: «продвигать» их на рынке, устанавливать и восстанавливать утраченные деловые контакты (в том числе на межрегиональном и международном уровне), способствовать воспитанию нового поколения молодых специалистов, наконец, находить хорошие, денежные заказы.
Готовы ли в большинстве своем нынешние саморегулируемые организации отвечать на новые вызовы времени, соответствовать изменяющимся требованиям жизни? И готова ли изменяться, развиваться «вертикаль саморегулирования» в целом, включая ее высший руководящий и направляющий орган – Национальное объединение строителей? Способна ли она повернуться лицом к регионам, дать им необходимые полномочия?
Об особенностях «второго дыхания», которое должно скоро открыться (или нет) у действующей системы СРО, беседуем с президентом саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Межрегиональная некоммерческая организация строителей «СИБИРЬ» (СРО НП МНОС «СИБИРЬ») Владимиром ОСТРОВСКИМ.
— Владимир Семенович, 27 сентября вы были в Москве на очередном Всероссийском съезде Национального объединения строителей.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
— Основным вопросом съезда были выборы Президента Национального объединения строителей. Как вы знаете, Ефим Басин был переизбран еще на два года. Однако стоит отметить растущее число голосов против него. Его победа была отнюдь не безоговорочной: 138 голосов против 98. 98 – значительное число, серьезный «предупредительный звонок» (2 года назад его победа была более весомой).
Это следствие того, что авторитет Е. Басина был подорван работой аппарата НОСТРОЙ. Сам он – опытнейший строитель, не понаслышке знающий проблемы своих коллег-строителей. Я считаю, что сейчас ему не стоит дистанцироваться от работы аппарата, а, наоборот, более плотно руководить его деятельностью.
Когда мне предоставили слово, уже после голосования, я предложил вспомнить, с чего на самом деле началось саморегулирование. С того, что после 90-х годов прошлого века и после ряда финансовых потрясений строительный комплекс оказался развален.
Разбежались специалисты, стали шататься мосты, рушиться здания. И вся эта огромная организационная проблема легла на плечи самих строителей – путем внедрения СРО.
Нельзя не сказать о недавно созданном Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ (Госстрое) и его руководителе Владимире Когане, который вступил в данную должность в тот период, когда строительный комплекс разрывают, мягко говоря, серьезные проблемы.
Подчеркну тот факт, что задача Национального объединения и отдельных СРО — всеми силами помочь Госстрою разобраться в сложившейся ситуации и выбрать правильную стратегию деятельности. А лично Владимиру Игоревичу хочу пожелать удачи в его работе.
Так как регламент времени выступления на съезде не позволял сообщить всё, что планировалось, хочу отметить докладчиков, высказывания которых были конструктивны и идейно совпадают с нашей точкой зрения, – Александр Лощенко, Валерий Мозолевский, Владимир Юсупджанов, Ирина Кузьма и другие.
Эти люди так же, как и мы, видят проблемы и предлагают методы их решения.
Сейчас НОСТРОЙ переживает примерно то же, что и наша СРО год назад. Речь идет о недоверии к руководству и сомнениях в проводимой политике. Мы действиями доказали свою правоту, и рекомендуем Национальному объединению поступить так же.
Мне лично неясно, почему такие лидеры как Басин, флагман строительной отрасли России, и Петров, молодой, энергичный и перспективный предприниматель и депутат Госдумы, не пошли навстречу друг другу и не стали работать сообща. На мой взгляд, в тандеме они смогли бы сделать для строителей намного больше, чем поодиночке.
— Строителю, наверное, проще купить допуск в «коммерческой» СРО, чем выполнять все требования. «Коммерческие» своих членов точно проверками не потревожат.
— Конечно! При этом нам же предлагают воевать с коммерческими СРО. А как нам с ними воевать, спрашивается? Если они по всем документам располагают точно такими же полномочиями, как и добросовестные саморегулируемые организации?!
Да, это факт: чем больше мы нагружаем строителей жесткими требованиями, тем больше они убегают от нас к «торговцам допусками». Им так действительно проще. А попытки НОСТРОЙ изменить положение дел пока успехов не принесли.
К тому же не стоит забывать о том, что у строительных организаций, помимо исполнения требований СРО, имеется огромное множество серьезных и сложных проблем. Это и «борьба» с федеральным законом № 94-ФЗ о госзаказах (при учете, что нынешняя редакция законопроекта о федеральной контрактной системе несовершенна и очень уязвима), и нехватка квалифицированных специалистов, и административные барьеры, и отсутствие работы, и многое другое, с чем нам вместе предстоит бороться.
— Что вы предлагаете?
— Во-первых, предлагаю «верхушке» нашей отечественной системы саморегулирования наконец обратить внимание на регионы, на реальное строительство.
Красноречивый факт: всё основное «действие» на Съезде было сосредоточено вокруг выборной борьбы, вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Но где интересы собственно строительного бизнеса, где практика строительной жизни?
Думаю, на съезде обязательно один день работы следует уделять вопросам регионального строительного бизнеса. На съезде раздавали ордена и медали «центральным» работникам – а ведь на самом деле, большая часть черновой работы по внедрению системы СРО в российском строительстве проделана преимущественно не в столицах, а в регионах, — нами, региональными и межрегиональными СРО!
Мы собрали компании, выдали допуски, научились обеспечивать контроль и проверки в соответствии с новыми требованиями, обеспечивать собираемость взносов (в том числе и для того чтобы наполнять бюджет Национального объединения).
Поэтому не в НОСТРОЕ надо было ордена и медали раздавать, а в регионах, местным СРО. Это мы на передовой! Работаем с компаниями, улаживаем конфликты, в том числе ищем ответ на часто задаваемый строителями вопрос: дорогие наши саморегулируемые организации, мы платим вам взносы, а почему бы вам не помочь нам в поиске заказов, объектов для работы? Вот это была бы настоящая помощь!
— Вы не преувеличиваете «московскую сосредоточенность» НОСТРОЯ? Ведь есть координаторы в каждом федеральном округе…
— Самое главное, что всем нужно помнить, – это регионы создали НОСТРОЙ. И Москва – это еще не Россия.
Думаю, нам не нужны координаторы НОСТРОЙ в округах. Скорее, нужны вице-президенты. Например, у координатора НОСТРОЙ в СФО Михаила Гавриловича Фокина должен быть статус вице-президента Национального объединения!
Наделение таким статусом стало бы очень уважительным шагом центра по отношению к регионам. Чтобы в округе работал не координатор без аппарата, почти без бюджета и с непонятными полномочиями, а полноценный «маленький НОСТРОЙ» – со своим Советом и пр.
Тогда здесь тоже станет возможно что-то нормально делать без бесконечных оглядок на Москву. Всё основное, животрепещущее должно решаться здесь, а столице следует оставлять только наиболее глобальные, объективно требующие федеральной координации вопросы – например, нормативного характера.
Сейчас мы предлагаем нашим коллегам создавать ассоциации саморегулируемых организаций по федеральным округам. Мы хотим, чтобы в эти объединения на добровольной основе были привлечены СРО не только строителей, но и проектировщиков с изыскателями, а также соответствующие союзы предприятий строительной индустрии.
Если соберутся такие мощные объединения – внутри них отлично будут решаться вопросы, причем самые насущные, вопросы бизнеса, рынка.
Мы уже прорабатываем возможные варианты Устава объединения, рассылаем его в регионы, собираем первые отклики – этим нам в полной мере позволяет заниматься независимый межрегиональный статус.
И я скажу: есть поддержка! Находим понимание по этому вопросу и в европейской части России, и на Дальнем востоке. Что касается проектировщиков и изыскателей, я считаю, что раз в год, помимо съездов НОСТРОЙ, НОИЗ и НОП должен проводиться общий съезд, на котором обсуждались бы общие вопросы строительного комплекса. Такие съезды были бы гораздо эффективнее, чем «отдельные», которые проводятся сейчас и включают в себя, как правило, борьбу за высокие должности в Национальном объединении. Я считаю, что к этому рано или поздно придут, потому что многие проблемы в строительстве появились именно из-за того, что строителей, проектировщиков и изыскателей разделили по Национальным объединениям.
Не считая Сибирского ФО, первый округ, с которым мы пытаемся наладить связи, это однозначно Дальневосточный. И причин на это много. Во-первых, географическое «соседство».
Во-вторых, удаленность от Москвы. Мы хотим проверить нашу модель на Сибири и Дальнем Востоке, а затем продвигаться на запад, чтобы к моменту, когда она дойдёт до Москвы, были учтены все возможные факторы и региональные особенности, чтобы наша модель стала универсальной.
Третья и, пожалуй, самая важная причина – на Дальний Восток и Забайкалье наконец-то обратила свой взор западная часть России, понимая всё ресурсное богатство регионов, политически и географически выгодное расположение и большую готовность людей работать совместно.
Как вы знаете, в мае этого года было создано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, главой которого стал Полномочный представитель Президента РФ по Дальневосточному ФО Виктор Ишаев. Уже была проведена предварительная встреча с заместителем министра Иваном Благодырем, в скором времени состоится встреча с самим г-ном В. Ишаевым.
Саморегулирование означает, что мы должны «отрегулироваться» сами.
Нельзя превращать СРО в близкое подобие Федерального лицензионного центра. Если мы сохраним имеющиеся на сегодня подходы к саморегулированию, оно вскоре начнет изживать само себя. И яркое тому свидетельство – непотопляемость «коммерческих» СРО. Все знают про предложения вроде «любой допуск СРО – за один день». Их со временем не становится меньше, а только наоборот.
Процветают «вспомогательные» юридические фирмы, которые оперативно готовят комплекты документов для коммерческих СРО, разумеется, не неся за это вообще никакой ответственности (если саму СРО, торгующую допусками, еще гипотетически можно хоть чуть-чуть «ухватить за хвост», то этих юристов точно никто по рукам не ударит).
В этих условиях еще более возрастает значимость окружных Ассоциаций СРО проектно-строительного комплекса, создание которых мы предлагаем. Если действующая ныне «вертикаль» саморегулирования даст трещину – они помогут удержать строительный комплекс от развала, сохранят на местах нормальную рабочую ситуацию.
В перспективе, когда нам удастся создать ассоциацию СРО строительного комплекса Сибирского федерального округа – мы непременно организуем представительство этой ассоциации в Москве. Представительство необходимо, чтобы наши строители могли получать федеральные заказы и заказы частных инвесторов, минуя цепочку паразитов-посредников, забирающих себе основную часть денег.
К слову сказать, координационные советы по строительству, рабочие группы и тому подобные органы, создаваемые при властных структурах, при полномочных представителях Президента РФ, не могут и не должны подменять собой упомянутые окружные объединения строительных СРО. Более того, скажу крамольную вещь: погружаясь в эти дополнительные координационные советы и т. п., мы фактически добровольно добавляем сами себе административных барьеров. Тех самых, которых у нас и без того с избытком и которые мы так ненавидим!
Тем не менее, конструктивный диалог с властью необходим. Как на уровне субъектов, так и федеральных округов (аппараты полпредов Президента РФ). Тесное сотрудничество СРО не только между собой, но и властью даст толчок в решении накопившихся проблем.
— Владимир Семенович, строительных саморегулируемых организаций в стране много, больше двухсот. Есть ли какая-то индивидуальная особенность, своя изюминка у «Сибири»?
— Цель была в том, чтобы создать по-настоящему независимую межрегиональную СРО. Вы наверняка знаете, что в России наиболее широко распространены четыре основных типа строительных СРО, различающиеся в зависимости от принадлежности к тем или иным сферам влияния. Первый тип – «губернаторский», второй – «мэрский», третий – относящийся к местным законодательным собраниям, точнее, конкретным депутатам, наконец, четвертый тип – «коммерческие» СРО, которые занимаются в чистом виде торговлей допусками. Поэтому большинство руководителей СРО боятся говорить критику в адрес сложившейся системы, т.к. они зависят от административного ресурса или конкретных лиц.
Мы не относимся ни к одному из этих типов. Поэтому мы открыто говорим то, что думаем, и никого не боимся. В этом и есть одна из основных «изюминок» — в подлинной независимости и настоящей межрегиональности. Ведь все местные СРО преимущественно ограничиваются только местными организациями и местными объектами. Но мир на самом деле больше. Существуют другие города, другие страны, с которыми мы раньше, между прочим, являлись единым целым. Мы по мере сил стараемся восстановить единство, наладить связи. Так, велись переговоры с украинскими организациями, которые уже готовят документы, чтобы вступить в СРО НП МНОС «СИБИРЬ» – из Киева, Днепропетровска, Донецка. Собирается вступить одна компания из Белоруссии! В составе нашего Партнерства есть строительные компании из Казахстана. Таким образом, СРО НП МНОС «СИБИРЬ» перерастает из межрегиональной в международную организацию (во всяком случае, в рамках стран СНГ).
На фоне этого вполне логичными выглядят усилия нашей СРО по созданию (а точнее, по воссозданию) международных студенческих стройотрядов. По этим схемам, в частности, российские студенты смогут эффективно работать в том же Казахстане, а казахские, в свою очередь – у нас. Тут уже речь идет о воспитании инженерно-строительных кадров. Намного лучше, когда оно идет на базе восстанавливающихся связей между бывшими советскими республиками.
В Казахстане, кстати, Назарбаев замечательную вещь придумал: налоговые льготы для предприятий, которые берут на себя работу со стройотрядами. Поэтому там очередь стоит за этими будущими молодыми специалистами! А у нас в России их к себе никто даже брать не хочет. Нужно понимать, что эти выпускники – будущее строительного комплекса нашей страны, это им строить, им руководить, им налаживать межрегиональные и международные связи. Сегодня выпускники строительных специальностей сталкиваются с большой проблемой. СРО требуют, чтобы в штате строительных компаний были специалисты со стажем работы не менее 3 лет. В свою очередь, строительные компании из-за этого неактивно берут на работу выпускников без стажа. Я считаю, этот вопрос надо решать любыми способами, нельзя терять молодых специалистов из-за несовершенных правовых актов.
Кроме того, в Казахстане действует специальная административная структура, курирующая студенческие стройотряды. Мы планируем подписать совместный меморандум с этой структурой и НОСТРОЕМ. Ставим перед собой цель объединить «стройотрядное» движение – в частности, сибирское, уральское, казахстанское. Думаю, в какой-то мере этому делу поможет мое недавнее вхождение в Комитет по труду и образованию НОСТРОЯ, который тоже «ведет» тему стройотрядов. В НП МНОС «СИБИРЬ» направление стройотрядов курирует отдельный специалист Михаил Бутовский, который сейчас ведет активные переговоры со своими коллегами по данному направлению из Москвы, Казахстана и Беларуси. Летом 2013 года мы увидим первые результаты, а точнее, первые международные ССО.
— Идей вашей СРО не занимать, Владимир Семенович…
— Да! И обратите внимание: все они направлены на интеграцию, на развитие. Вот еще одна: есть мысль создать объединение «Казсибстрой» для работы в приграничных районах Казахстана и Сибири, затем «Уралсибстрой», «Дальсибстрой». Также, давно и конкретно обсуждается идея создания альянса «Кавказсибстрой» между Сибирским ФО, Северокавказским ФО и Южным ФО.
— Кавказ далеко…
— А кавказские диаспоры близко, в том числе и на территории Новосибирской области. При организации кавказских диаспор Новосибирска мы очень удачно съездили к президенту Ингушетии Юнус-беку Евкурову. Евкуров рад сотрудничать, он сказал, что с удовольствием будет отправлять на наши объекты своих рабочих и специалистов. Кстати, вспомните практику Советского Союза: в те времена много строили приезжие бригады. Их презрительно именовали «шабашниками», но надо признать: они немало построили, особенно в сельском хозяйстве, в том же животноводстве. Российское село росло и поднималось руками шабашников.
Сегодня у нас на селе «шабашников» нет. Там вообще ничего нет! Село забыто и брошено. И СРО у сельских строителей нет, потому что не найти им запросто в одночасье 300 тысяч рублей для единовременного взноса в компенсационный фонд.
Зато компаниям из крупных городов – членам СРО – раздолье: они с главами местных администраций «пилят» деньги. Они забирают весь генподряд, а местных используют в качестве чернорабочих. Столь порочную практику дискриминации и фактически насильственного отчуждения от дела сельских строителей надо искоренять; наше партнерство уже занимается решением этой задачи.
— Вы говорили о межрегиональности вашей организации. Можно это отличительное качество выразить предметнее, в цифрах?
— У нас в СРО из 8 российских федеральных округов присутствуют компании из 6. А из 12 субъектов Сибирского федерального округа у нас представлено 10 (все, кроме Хакасии и Бурятии).
Кстати, в дополнение к разговору о наших «изюминках: еще одна наша особенность, отличающая СРО НП МНОС «СИБИРЬ» от большинства других строительных – в наличии специального отдела развития. Насколько я знаю, только в структуре нашей саморегулируемой организации присутствует такой отдел. Он действует, и на последнем собрании партнерства мы утвердили разработанную этим отделом Программу развития СРО НП МНОС «СИБИРЬ» на ближайшие два года. Насколько мне известно, у других СРО подобных, ориентированных на будущее, программ нет.
Система СРО сегодня обязана развиваться, на месте стоять нельзя. Развитие должно идти по пути расширения всесторонней поддержки строительного бизнеса со стороны СРО. В том числе и по пути поиска новых объектов строительства для членов некоммерческого партнерства.
Да, некоммерческое партнерство не имеет права заниматься бизнесом. Но такое право вполне мог иметь созданный при партнерстве в форме отдельного юридического лица Центр стратегического развития, который на договорной основе брал бы определенный умеренный процент за посредничество при привлечении новых заказов, за какие-то другие важные и нужные строительные услуги.
— Владимир Семенович, у саморегулируемых организаций и без того бюджеты неплохие, зачем еще бизнес? Это не перебор?
— Посудите сами, при такой схеме у СРО возникла бы возможность пополнять свой бюджет за счет самостоятельно зарабатываемых средств, что позволило бы снизить взносы, тем самым снизив материальную зависимость СРО от ее членов – которых она должна контролировать, за которыми она должна бдительно следить. Материально независимый контролер куда эффективнее того, который целиком «кормится» от взносов тех, кого он контролирует.
При проработке схемы взаимодействия между СРО и Центром стратегического развития следует обязательно предусмотреть порядок, согласно которому по мере возрастания финансовой поддержки некоммерческого партнерства со стороны Центра можно было бы по определенной нисходящей шкале снижать суммы членских взносов. Принцип простой и справедливый: чем больше заработали – тем меньше взяли взносов, тем стали независимей и самостоятельней.
Стоит еще отметить факт, который подтвердили на съезде практически все СРО. Каждая СРО ежемесячно недобирает 20-30% членских взносов, в то время как взносы от СРО в НОСТРОЙ должны поступать в полном объеме и вовремя. Я считаю эту ситуацию несправедливой и требующей внесения изменений. Почему о развитии думаем мы, а не НОСТРОЙ?
Если углубиться в проблему и разобраться, что за компании, которые не платят взносы, сразу станет понятно. Это компании – представители малого и среднего бизнеса. Отсюда напрашивается вывод о необходимости нормализации условий работы строительных организаций – представителей малого и среднего бизнеса как приоритетном направлении деятельности Национального объединения.
Мы, как СРО, постоянно проверяем свои компании и видим, с какими материалами, техникой, оборудованием и по каким технологиям они работают. Скажу прямо, картина не самая благоприятная. Поэтому мы хотим привлечь к участию в Центре стратегического развития производителей материалов и техники, а также научно-исследовательские и проектировочные институты, чтобы поддерживать местных производителей, уменьшать объем затрат на строительство и закладывать в проект только качественные материалы и технологии.
В 2013 году одной из самых главных задач должна стать подготовка к принятию Еврокодов. Россия уже вступила в ВТО, и осталось совсем немного времени на то, чтобы сделать конкурентоспособными наших строителей, проектировщиков, изыскателей, производителей материалов и оборудования.
Я убежден, сегодня пришло время «второго дыхания» для системы СРО. Это касается и организаций на местах и верхушки системы – Национального объединения строителей.
Прошу понять меня правильно: я вовсе не хочу сказать, будто НОСТРОЕМ не ведется никакой полезной работы. Ведется, конечно же, это касается и нормотворчества, и переподготовки кадров, и некоторых других аспектов. Отдельно стоит отметить разработку документов технического регулирования с учетом региональных, климатических и ресурсных особенностей регионов.
Но сегодня этого мало. Необходимы системные перемены, необходимы интеграция и развитие — в частности, с использованием описанных выше схем. Одну из таких перспективных площадок для развития мы стараемся создать на базе СРО НП МНОС «СИБИРЬ». Какой бы ни была система саморегулирования на сегодняшний день, нам дали возможность самим навести порядок в строительной отрасли, и мы это право должны использовать.
Я считаю, что накануне всероссийских съездов в каждой СРО должны проводиться заседания, собрания с целью выявления самых актуальных проблем строителей. Это даст возможность на съездах аккумулировать информацию со всех регионов и вести конструктивное обсуждение конкретных проблем каждого региона.
Несмотря на многочисленные проблемы отрасли, большинство регионов России имеют положительную динамику роста, проще говоря, развивается. Однако есть и такие, где ситуация не столь радужная. Одним из таких регионов является Республика Алтай. В составе нашего Партнерства на сегодняшний день почти 40 компаний из Республики Алтай. Все они были среди первых 100 организаций, образовавших НП МНОС «СИБИРЬ». Ситуация в регионе такова, что большинство местных строителей простаивают. Стройки, попадающие под федеральные целевые программы, забирают компании из Новосибирска и, в основном, Москвы, а местных строителей на субподряд либо не нанимают вообще, либо нанимают за очень малый процент от стоимости работ (вплоть до 30%). Сами строители в этом не виноваты. Это крайне недопустимо, и ситуацию нужно менять в корне. Трое из членов Совета НП МНОС «СИБИРЬ» представляют Республику Алтай, в том числе Председатель Совета Николай Михайлович Москалев, Почетный строитель России, бывший министр промышленности, строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай. Он и все члены Совета НП МНОС «СИБИРЬ» — опытнейшие строители, профессионалы, которые «болеют» за общее дело и собственными силами пытаются решать проблемы членов нашего Партнерства. За время существования Партнерства при Совете образовался денежный фонд, который позволяет давать бедствующим (не по своей вине!) строителям отсрочку по выплате ежемесячных членских взносов, без ущерба для бюджета Партнерства. Также в целях экономии в этом году был закрыт региональный центр в Горно-Алтайске, в скором времени будет открыт региональный центр в Алтайском крае для работы с членами Партнерства Алтайского края и Республики Алтай. В конце этого года созданный в исполнительном органе НП МНОС «СИБИРЬ» отдел стратегического развития перейдет под контроль Совета, чтобы постоянно взаимодействовать со строителями напрямую и работать только над теми направлениями, которые действительно необходимы.
Строительный комплекс разбили на Национальные объединения проектировщиков, изыскателей и строителей. Мы не признаем таких «национальностей»! У всех строителей одна национальность – строители России!
В заключение мне хочется выразить огромную благодарность всем нашим партнерам – организациям, состоящим в СРО НП МНОС «СИБИРЬ» (их более 300) — они в нас верят, у нас с ними полное взаимопонимание. Твердо уверен, мы оправдаем их надежды. И у нас всё получится!
Беседовал Р. Александров
Проектирование и строительство в Сибири 4(70) 2012