Саморегулирование на сегодняшний день показало больше слабых мест, чем сильных. Это нормально и естественно, особенно при учете, что государство переложило функции контроля за качеством и безопасностью строительства на плечи самих строителей в кратчайшие сроки. Было бы даже удивительно, если система саморегулирования сразу показала бы безупречную эффективность. Задача всех, кто к саморегулированию имеет прямое и серьезное отношение, прежде всего саморегулируемых организаций, способствовать тому, чтобы этот проект развивался более быстрыми темпами.
Владимир Семенович, Вы неоднократно говорили, что СРО НП МНОС «СИБИРЬ» базируется на принципах независимости и межрегиональности. Как эти принципы показали себя на практике?
Действительно, создавая наше Партнерство, мы делали ставку на принципы независимости и межрегиональности. Не стоит забывать, что НП МНОС «СИБИРЬ» – межрегиональная СРО, и наш путь развития не похож на пути развития региональных СРО. Региональным СРО изначально было легче в плане работы с властями субъектов, так как личные знакомства позволяли решать многие проблемы. Все помнят, что как только появились саморегулируемые организации, они были условно поделены в регионах на «свои» и «чужие», что морально ограничивало выбор строителей, в какую саморегулируемую организацию вступить. За два года мы наладили прочные связи внутри Сибирского федерального округа – с региональными органами власти, строительными ассоциациями, другими СРО и т.д. Мы добились того, что у нас нет административных барьеров в регионах, что очень важно. Прошедшие два года были этапом выстраивания политики взаимодействия между членами СРО, налаживания контактов между регионами, лоббирования интересов членов нашего Партнерства во всех регионах и по всем аспектам их деятельности. Вместе с тем, это было время стратегического планирования и развития, укрепления репутации нашего СРО. И сегодня можно с уверенностью сказать, что СРО НП МНОС «СИБИРЬ» приняли на всех территориях: нас знают, нас признают, с нами считаются. Таким образом, наша саморегулируемая организация прошла проверку на прочность во многих направлениях. Сегодня мы тесно сотрудничаем с другими СРО, проводим совместные конференции, совещания, организуем координационные советы, делимся своими и разрабатываем совместные планы работы.
Особое внимание вы уделяете укреплению межрегиональных связей, а также налаживанию тесного сотрудничества за пределами СФО. Какие успехи были достигнуты в этом направлении?
На сегодняшний день среди членов НП МНОС “СИБИРЬ” строительные компании 6 из 8 федеральных округов России и Республики Казахстан, в том числе в Сибирском федеральном округе в 10 из 12 субъектов. Партнерство имеет региональные центры в Красноярске, Кемерове, Горно-Алтайске, а также представительства в Иркутске, Томске, Ростове-на-Дону, Петропавловске (р. Казахстан). За 2 года работы Партнерства институт региональных центров не доказал своей эффективности как в смысловом, так и в финансовом плане. Мы проанализировали ситуацию, сделали выводы и приняли решение, поддержанное коллегиальным органом власти Партнерства, о реструктуризации региональных центров, а именно о выделении в Сибирском федеральном округе западносибирской и восточносибирской «зон развития». Кроме этого, будет открыто представительство Партнерства в Москве для работы с членами Центрального, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, а также для тесного взаимодействия с государственными органами власти, Национальным объединением строителей, потенциальными инвесторами и т.п. Мы – межрегиональная СРО, соответственно не только сибирская, а общероссийская, потому ставим перед собой задачи не только в рамках Сибирского федерального округа, подтверждая свой статус. А, как известно, все важные вопросы в России решаются в столице. Сибирь богата ресурсами, и на её территории сосредоточено: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра и 40% золота, а также более 356 тыс. га леса. И это при том, что недра Сибири, по мнению геологов, содержат огромные природные ресурсы, которые ещё далеко не полностью разведаны. Это особенно актуально в рамках активного развития стройиндустрии и того, что мы собираемся в скором времени создать СРО производителей строительных материалов, техники и оборудования. Сибирь – первый регион, в котором мы наладили работу, пришло время развиваться дальше и в географическом смысле.
Как известно, в Правительстве РФ обсуждается идея создания Корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Наше Партнерство полным ходом готовится к этому событию, специалисты собирают и обрабатывают статистические данные о членах НП МНОС «СИБИРЬ», чтобы к моменту создания Корпорации максимально эффективно влиться в ее работу.
Поэтому можно уверенно констатировать, что у нашего Партнерства есть реальная профессиональная площадка для формирования консолидированного мнения участников рынка, поиска решений общих проблем отрасли, обсуждения законодательных инициатив и т.д.
Какие проблемы, по Вашему мнению, препятствуют эффективному развитию СРО сегодня? Каковы пути их решения?
Проблемы у всех СРО общие. Как и всему новому, саморегулированию потребуется еще множество доработок в строительном законодательстве. На мой взгляд, на сегодняшний день одной из проблем, препятствующей развитию СРО, является отсутствие реальных механизмов отбора подрядчиков. Ведь саморегулируемая организация состоит из реальных строительных компаний. Чем мощнее компании-члены СРО, тем мощнее и влиятельнее СРО. А для развития строительным организациям необходимы постоянные стабильные подряды. Эти подряды, в свою очередь, должны зависеть от того, насколько качественно выполнялись предыдущие. На сегодня основным критерием выбора подрядчика является цена: кто цену меньше даст, тот и подрядчик. Как правило, заказчику не важны такие моменты, как: в каком СРО подрядчик состоит, есть ли у подрядчика система управления за качеством выполняемых работ, есть ли сертификация и кто выдал сертификат, где работники подрядчика проходили повышения квалификации, и как проводилась их аттестация, и т.д. Из вышесказанного можно сделать вывод, что строительные организации зачастую выбирают саморегулируемую организацию по принципу: где дешевле там и лучше. Решением этой проблемы может стать только изменение отношения заказчиков к выбору подрядчиков. Необходимо чтобы заказчик нёс полную ответственность, как финансовую, так и уголовную за объекты, не сданные в срок, за низкое качество и т.д.
Самой главной «болезнью» саморегулирования в отрасли являются «коммерческие» СРО – партнерства, которые во главу угла ставят собственное финансовое благополучие, торгуют допусками, не заботясь о проведении контрольных мероприятий. Войну с «коммерческим» СРО объявили национальные объединения саморегулируемых организаций, Минрегион, Ростехнадзор, другие ведомства, но привлечение к ответственности недобросовестных партнерств – это очень сложный и трудоемкий процесс. Главным инструментом очистки рядов СРО от недобросовестных партнерств должны стать заказчики, в первую очередь – государство. Активная работа по взысканию неустоек и штрафов в случае некачественного выполнения контракта сведет на нет существование таких СРО, ведь саморегулируемая организация – это не только возможность выдавать допуски, это еще и материальная ответственность за них.
И несколько слов о проблеме, которая скоро выйдет на первый план в строительном сообществе. Хотим мы этого или нет, саморегулирование идет рука об руку с бизнесом, в то время как СРО – некоммерческие объединения. Наши строители постоянно просят нас найти им объекты, помочь с торгами и т.п. И мы кроме того, чтобы просто выдавать и контролировать, хотим помогать строителям, создавать тендерные комитеты, образовательные комитеты, привлекать специалистов в области строительных материалов, оборудования, технологий и реализовать еще множество проектов, но на все это необходимы средства. А за членские взносы мы можем исполнять только обязательные функции. Такую зависимость необходимо разрушить, внеся соответствующие изменения в законодательство касательно расширения функций СРО. Мы пытаемся своими силами и в рамках, обозначенных законом, помогать своим членам, но это лишь единичные случаи. К тому же, чем больше мы сможем помогать строителям таким образом, тем меньше будем зависеть от членских взносов и тем меньше будет сомнений в честной работе контрольных и дисциплинарных органов СРО, которые порой лояльно относятся к мелким нарушениям членов СРО дабы не потерять последних из партнерства.
Хочется заметить, что очень многие структуры, работающие бок о бок с СРО, зарабатывают на этом деньги, которые идут конечно же от строительных организаций, – это банки, страховые компании, образовательные учреждения и т.д. Я же считаю, что СРО самостоятельно может выполнять многие из подобных функций, реально экономя деньги строителей и при этом самостоятельно зарабатывая на свои нужды. К саморегулированию нужно подойти с другой стороны, и тогда можно будет увидеть, на что оно действительно способно. Председатель Правительства РФ В.В. Путин давно призывает к полномасштабной модернизации строительной сферы. Это действительно важно и необходимо начинать в ближайшее время, а СРО станут площадкой для этой работы.
Буквально на днях состоятся выборы Президента России. Хочется пожелать достойной стране достойного Президента, с которым станет возможно реализовать все задуманное.
Также в преддверии праздника хочу поздравить всех женщин России, и особенно женщин, работающих в строительной сфере, с Международным женским днём!
«Строительная орбита» 2012г.