Не будет преувеличением сказать, что прошедший год для саморегулирования выдался жарким. Если в первой половине года страсти кипели внутри сообществ и в кулуарах властных структур, то во второй – все это выплеснулось наружу. Были приняты несколько важных законов, предприняты успешные и не очень попытки внедрить институты СРО в самые разные сферы деятельности. Не раз в течение года саморегулированию предрекали то кризис, то скорую кончину; однако, не смотря все проблемы и выпады противников, этого так и не произошло.
Новые правила игры
«Моментом истины» назвали строители требования, которые содержатся в новой редакции статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации. С 1 июля застройщики-члены СРО стали нести всю полноту ответственности за события, которые происходят на строительных площадках. С лета деньги на возмещение вреда должны выделяться из компенсационных фондов организаций. Изменение системы ответственности заключается в том, что теперь закон возлагает обязанность по выплате компенсаций в не на того, кто конкретно причинил вред, а на иных лиц, в том числе застройщиков, имеющих юридическую связь с соответствующим объектом.
29 июля 2013 года Правительство утвердило план мероприятий «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», также известный как «дорожная карта». Ее разработка проходила с участием национальных объединений, СРО и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Цель «дорожной карты» – упростить процесс осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию. В частности, в ней предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование государственного регулирования оценочной деятельности и механизмов саморегулирования в сфере оценки.
В начале ноября частично вступил в силу Федеральный закон 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Он касается всех, кто занимается разработкой методологии и исчислением страховых тарифов, расчетами, связанными с образованием резерва страховых взносов по долгосрочным видам страхования. В новом законе сказано, что актуариями могут быть физлица-члены отраслевой саморегулируемой организации. Лишение статуса специалистов по страховой математике будет происходить при исключении из СРО. Уполномоченный орган – Центральный банк – до 1 сентября 2014 года должен установить программу квалификационного экзамена для потенциальных членов СРО актуариев, и организовать его проведение в течение трех месяцев со дня утверждения указанной программы. Полностью закон вступит в силу с 1 января 2015 года.
С 5 декабря стала прозрачнее деятельность всех саморегулируемых организаций России. В силу вступили поправки к закону о повышении информационной открытости СРО. Новая редакция закона предусматривает наличие у некоммерческого партнерства собственного сайта, систематизированного реестра с достоверными и актуальными данными о СРО, а также бесплатного свободного доступа к нему для всех заинтересованных лиц. На личных сайтах организаций должна быть размещена не только информация о составе СРО, контактные и некоторые личные данные всех членов организации, но и копии ее стандартов, правил и внутренних документов. Нарушения обновленного закона повлекут за собой административную ответственность. Штраф будет зависеть от состава неопубликованной информации.
Под конец года Минфин опубликовал на своем сайте проект закона о СРО в сфере финансовых рынков. В нем сказано, что для приобретения статуса саморегулируемой организация должна состоять минимум из 30% (от общего количества) финансовых организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности. То же условие распространяется и на СРО, выполняющую несколько видов работ (30% организаций каждого вида). Таким образом, любых саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков одновременно не может быть больше трех. При этом членство в СРО для участников одного сегмента рынка становится обязательным с того момента, когда появится первая саморегулируемая организация соответствующего вида. Если такой организации еще нет – контроль и надзор за деятельностью участников рынка остается на плечах мегарегулятора – Банка России. Решение назначить Центробанк контролирующим финансовый сегмент органом было принято 10 июля на выездном заседании Совета Федерации в Санкт-Петербурге. Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Путь к самоконтролю
«Мы стремимся к саморегулированию», – такое заявление в июне прошлого года сделал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. Он посетовал, что практика фиктивных маркетинговых договоров бьет по имиджу ритейла. Не прошло и полгода, как о том, что Инструменты саморегулирования торговой деятельности в России необходимо совершенствовать, заявил и заместитель Министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. По его словам, именно существующие механизмы СРО и Кодекс добросовестных практик соответствуют требованиям отрасли. Однако для обеспечения ее дальнейшего развития может потребоваться внесение поправок в закон о торговле, уравновешивающих права сетевого ритейла и производителей.
Поиском альтернативных инструментов развития рынка риэлтерских услуг Российская Гильдия Риэлторов (РГР) начала заниматься еще в 2002 году, сразу после отмены лицензирования. В качестве одного из перспективных вариантов рассматривается и саморегулирование. Однако дальше разговоров о необходимости перехода к СРО дело так и не продвинулось. В частности, на XXIII съезде Гильдии, проходившем в начале июля в Челябинске, президент РГР Анна Лупашко отметила, что «политическая поддержка со стороны законодательной власти имеется, о чем неоднократно заявляли депутаты на наших мероприятиях. Но мы сами, профессиональное сообщество, до сих пор не пришли к единому знаменателю, погрязли в бесконечных дискуссиях. Такое впечатление, что нам нужен не закон, а декларация необходимости его принятия!», – констатировала президент.
Законопроект о саморегулировании в сфере виноделия и виноградарства, а также декларировании объема винограда, используемого для производства вина и шампанского с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, был внесен в Госдуму 23 сентября заместителем председателя думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктором Звагельским. По его словам, «законопроектом предлагается включить СРО в процесс правого регулирования отношений в сфере производства винограда и вина». Документ предполагает, что саморегулируемые организации будут следить за учетом и декларированием валовых сборов винограда для производства алкогольных напитков. Именно саморегулирование со своей системой финансовых гарантий и угрозой лишить недобросовестного производителя права на деятельность, по мнению Звагельского, вынудит СРО задавать высокую планку требований к своим членам, прописывать для их продукции высокие стандарты, и поможет качественно преобразовать отрасль.
О своем намерении взяться за саморегуляцию в прошлом году объявили и реставраторы. О перспективах перехода деятельности по сохранению объектов культурного (ОКН) наследия к СРО велась дискуссия в рамках круглого стола «Регулирование деятельности по сохранению ОКН», состоявшемся на I Международном съезде реставраторов. Он проходил в Москве в конце сентября. В ходе обсуждения участники встречи пришли к общему мнению, что деятельность по сохранению объектов культурного наследия нуждается в реформировании, а переход отрасли на саморегулирование как раз и создаст необходимые условия для ее эффективного развития.
Не иначе, как перетягиванием каната можно назвать ситуацию, связанную с разработкой закона о СРО СМИ. Депутаты Госдумы решили обязать медиа вступать в саморегулируемые организации, а тех, кто откажется – отлучать от профессии. Журналистское сообщество встретило предложенную инициативу, мягко выражаясь, в штыки. Например, Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области выразил «крайнюю озабоченность» тем, что в последние годы резко ускорился процесс принятия Госдумой законов и поправок в действующее законодательство о СМИ, которые носят запретительный характер. По мнению представителей четвертой власти инновации направленны на ущемление конституционного права граждан на информацию, а также воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов. На своем сайте Союз журналистов опубликовал заявление о намерении добиваться, в том числе в судебном порядке, отмены законов, ограничивающих их профессиональную деятельность. Чуть ранее раскритиковали закон и члены Общественной палаты.
С 1 августа прошлого года в России заработало первое объединение туристического ритейла Некоммерческое партнерство «Альянс туристических агентств» (АТА). Таким образом, отечественный туристический рынок тоже заявил о своем решении взять ситуацию в собственные руки. По словам представителей организации, участники партнерства уже контролируют более 35% рынка туристической розницы. В числе главных целей организации – содействие формированию благоприятных и цивилизованных условий развития розничного сегмента российского турбизнеса, развитие саморегулирования и повышение статуса розницы на отраслевом рынке.
О том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России считает целесообразным ввести саморегулирование на рынке похоронных услуг, мы вам подробно рассказывали в ноябре. Эта новость поступила от замглавы ФАС Андрея Кашеварова. По его словам, СРО похоронного дела необходимо создавать в каждом субъекте федерации, что связано, в том числе, с культурными особенностями тех или иных народов, проживающих на территориях субъектов. Также он отметил, что в законе нужно вводить четкое определение соответствующих видов деятельности, вырабатывать под эти виды деятельности стандарты и давать право саморегулируемым организациям вводить более высокие стандарты по этим видам деятельности. При этом Кашеваров уверил, что доработанный законопроект можно ждать уже в конце первого квартала 2014 года.
В саморегулируемую организацию переквалифицировалось и некоммерческое партнерство «Гильдия профессиональных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)». Об этом сообщил директор организации Роман Козлов. Он выразил надежду, что с вместе с введением саморегулирования улучшится собираемость таможенных платежей, повысится эффективность борьбы с «серыми брокерами», улучшится качества услуг для участников ВЭД и произойдет улучшение инвестиционного климата, снизятся издержки для участников процессов и таможенных представителей и т.д. Также он выразил уверенность, что при этом усилятся финансовые гарантии перед государством, так как гарантом выполнения обязательств по уплате таможенных платежей будет выступать не отдельная компания, а СРО.
Развитие саморегулирования рынка продаж новых автомобилей и запасных частей обсуждалось на встрече руководства Федеральной антимонопольной службы России с представителями Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая прошла 6 ноября. В частности, речь шла о Кодексе поведения автопроизводителей и автодистрибьюторов. Глава ФАС Игорь Артемьев подчеркнул, что разработка данного документа является «уникальным примером саморегулирования, а также просвещенного и добросовестного отношения к потребителям и переноса самых успешных европейских практик в Россию». В ходе встречи начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России Максим Овчинников отметил, что в целях эффективной реализации принципов развития саморегулирования рынка следующим шагом должно стать создание органа по досудебному рассмотрению споров между автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями.
Не так давно стало известно, что Госдума рьяно взялась за саморегулирование медицины. Как сообщил депутат Антон Беляков, соответствующий документ может быть внесен на рассмотрение уже весной. Оперативность нижней палаты российского парламента связана с тем, что в медицине одна за одной стали появляться отраслевые СРО. Законопроект направлен на повышение качества медпомощи, квалификации врачей и снижение количества врачебных ошибок. Как и в иных сферах, где уже существуют СРО, саморегулирование врачебной деятельности позволит выстроить механизм реальной ответственности медперсонала – как материальной, так и профессиональной, вплоть до запрета на профессию, пояснил суть документа Беляков.
В начале декабря Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) поддержала 208 из 265 инициатив по развитию, предложенных участниками рынка, сообщил на совещании по развитию финансового рынка первый зампред Центробанка, руководитель СБРФР Сергей Швецов. Ряд инициатив касались развития института саморегулирования на финансовом рынке, в частности, финансовых посредников. Так, служба согласилась с введением на российском рынке этого института. В планах – создание инфраструктуры, которая поможет физическим лицам грамотно выбирать себе советников. Ожидается, что закон о СРО будет принят и заработает в скором времени.
Также в последний месяц года стало известно, что в стадию саморегулирования фактически вступает российский страховой рынок – Всероссийский союз страховщиков (ВСС) совместно со Службой Банка России по финансовым рынкам ведет активную работу над законопроектом о СРО в страховании. Однако законопроект, как отмечает Российская газета, будет качественно отличаться от базового закона о СРО. Главной среди обязательных функций СРО будет разработка стандартов как отраслевых (стандартный страховой продукт, стандартные правила страхования), так и более крупных, системных (стандарты раскрытия информации, поведения на рынке, взаимодействия с потребителем услуг).
СРО, которых нет и пока не будет
В осеннюю сессию депутаты Государственной думы должны были рассмотреть и принять ряд важных для ЖКХ законопроектов. Планировалось, что права жильцов будут расширены путем развития саморегулирования в сфере ЖКХ, в частности, через законопроект по созданию общественных организаций. Ситуация изменилась, когда в начале октября премьер-министр России Дмитрий Медведев высказался за внедрение в ЖКХ «конкурента» саморегулирования – лицензирование. При этом он отметил, что к механизму СРО, можно будет перейти не раньше, чем через 3–5–7 лет. Точку в этом деле поставил Президент Владимир Путин, который отдал предпочтение лицензиям. Сразу после этого, не откладывая в долгий ящик, вице-премьер Дмитрий Козак дал поручение Минэкономразвития подготовить законопроект о лицензировании управляющих компаний.
В последних числах октября стало известно, что Минтранс направил в правительство предложения по развитию в России рынка бункеровки, которые, как отмечено в материале «Коммерсанта», во многом совпадают с мнением президента «Роснефти» Игоря Сечина, еще в сентябре представленным Дмитрию Медведеву. В частности, как рассказали изданию в Минтрансе, в министерстве согласны, что бункеровочные спецподразделения вертикально интегрированных нефтекомпаний (ВИНК) имеют «значительный потенциал по сравнению с другими участниками рынка». В свою очередь, представитель СРО «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» выступает против изменений, опасаясь вытеснения части участников рынка. Саморегулируемые организации предлагают «законодательно ввести в отрасли обязательное саморегулирование, что позволит снять с государства плохо решаемую задачу контроля за деятельностью участников рынка». «Если сейчас убрать с рынка всех независимых игроков, то ВИНК технически не справятся с объемом работы», – заявил он. По данным СРО, сейчас из порядка 200 специализированных судов бункеровщиков в российских морских портах ВИНК принадлежит всего 19. При этом 90% нефтебаз, на которых завершается предпродажное приготовление бункерного топлива, также не принадлежат структурам ВИНК.
Еще одним институтом саморегулирования, которому, похоже, существование пока что заказано, стал институт автоэкспертизы. Приказал ему долго жить Кабинет министров России. По мнению Правительства, проект закона, предусматривающий введение механизма саморегулирования в сфере независимой экспертизы автотранспортных средств, лишь добавит трудностей в работе экспертов, ведь автотехнические эксперты по закону итак проходят процедуру аттестации. Также было отмечено, что положения проекта, касающиеся условий договора страхования ответственности в сфере экспертизы транспортных средств, являются излишними. До рассмотрения документа Государственной Думой в первом чтении, разработчикам закона было предложно его подкорректировать.
Не спешат рассматривать во втором чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности (в части регулирования профессиональной деятельности)». Напомним, в первом чтении Госдума его рассмотрела и приняла еще летом 2010 года. На сегодняшний день с одной стороны для проведения работ требуется получение лицензии МЧС России, с другой – необходимо получение допуска саморегулируемых организаций в области строительства. Создание СРО в области пожарной безопасности должно решить проблему двойного регулирования и позволить получать разрешение на данный вид работ в одном месте. Однако воз и ныне там уже третий год. По последним данным проект закона планировалось представить Госдуме в декабре 2013 года, однако его рассмотрение вновь откладывается. На сей раз до мая 2014-го.
Рухнувшие банки, застрявшие компфонды
Громом среди ясного неба разразилась для строительных СРО чистка финансового сектора. В банках, у которых в прошлом году ЦБ РФ отобрал лицензии, под данным НОСТРОя застряли компенсационные фонды минимум 25 тысяч организаций. Из-за такой «терапии» строительная отрасль испытала настоящий шок, так как наличие фонда является обязательным условием существования строительных организаций.
Источник: all-sro.ru