24 февраля 2014 года в здании Российского Союза строителей во главе с Яковлевым Владимиром Анатольевичем состоялось заседание вице-президентов РСС и председателей Комитетов РСС.
Президент Российского Союза строителей В.А.Яковлев ознакомил участников встречи с основными итогами 2013 года и проблемами развития строительного комплекса.
«Строительный комплекс сегодня дает около 8% ВВП, а непосредственно в строительном комплексе работают более 5,5 млн. чел»,- сказал президент РСС. «Это 8,2% общей численности занятого населения, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2012 году составил 5,7 трлн. рублей, а общие инвестиции в основной капитал составляют 12,6 трлн. рублей», — пояснил Яковлев.
По итогам 2013 года в России введено 69,39 млн. кв. метров жилья что составило 105,6% к уровню 2012 года. «Это в 2 раза больше, чем было построено в 2000 году», — добавил президент РСС.
По объемам производства основных видов строительных материалов и изделий за 2013 год практически по всем позициям наблюдается превышение показателей. Особенно по стеклу (15,3%), минеральной вате (12,5%) и стеновым блокам (10%), по цементу (7,4%). Незначительный недобор наблюдается по строительному раствору (-2%) и асбестоцементным листам (-2,5%).
С точки зрения увеличения объемов ввода жилья важным является успешное развитие ипотечного жилищного кредитования, отметил он. Так, сказал Яковлев, «в 2013 году по сравнению с 2012-ым увеличены объемы ипотеки на 30% до 1 трлн. 330 млрд. руб. и количество кредитов – на 15% до 890 тыс. шт». В то же время, пояснил Яковлев, наблюдается рост объемов просроченных долгов и по этой причине, по мнению ряда экспертов, в наступившем году рост на ипотечном рынке может прекратиться.
В целом можно сказать, что в последние годы в стране проводилась огромная работа по строительству олимпийских объектов в Сочи, комплекс зданий и сооружений к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке, объектов для проведения Универсиады в Казани. Продолжалось строительство и реконструкция мостов, автомобильных и железных дорог, объектов энергетического комплекса, промышленности и сельского хозяйства.
Впереди, подготовка к проведению ЧМ-2018 по футболу и Универсиады-2019 в Красноярске. В 2014 году в соответствии с Государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» должно быть введено 68-70 млн. кв. м жилья.
В качестве позитивных изменений в строительном комплексе России можно отметить, увеличение ввода жилья, укрепление позиций саморегулирования, реформа системы технического и сметного нормирования в строительной отрасли, работа по формированию института негосударственной экспертизы, реформа системы подготовки кадров для строительной отрасли, а также совершенствование механизмов оказания адресной поддержки отдельных категорий граждан при приобретении жилья, в том числе с использованием Фонда РЖС и АИЖК.
Кроме того, предпринимаются шаги, направленные на техническое перевооружение и повышение эффективности работы предприятий промышленности строительных материалов, повышается внимание к вопросам строительства со стороны Руководства страны приняты Указ Президента № 600 с целевыми показателями и Дорожная карта, как план действий, в 2013 году создано Министерство строительства и ЖКХ.
Однако, сказал Яковлев, «проблем у нас более чем достаточно». «Сегодня существует отставание от развитых стран по производительности труда в 4-5 раз, не все в порядке с сокращением сроков и снижением стоимости строительства, а качество не всегда на высоте», — пояснил президент РСС.
«Эти проблемы мы должны решать сами путем применения новых строительных технологий, материалов и изделий, повышения дисциплины и культуры производства, подготовки кадров и использования достижений науки», — подчеркнул Яковлев.
Кроме того, на сегодняшний день существуют проблемы федерального уровня. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 Правительством была разработана и утверждена Дорожная карта. Этим документом установлено, что в 2013-2018 годах должно произойти последовательное сокращение:
- количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство с 42 до 11;
- совокупного времени прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство – с 344 до 56 дней.
Однако, «по имеющимся оценкам степень выполнения поставленных задач в настоящее время находится на уровне 40% от требуемой. — В этой связи Министерством строительства России готовится новая редакция Дорожной карты», отметил Яковлев.
В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации Минстрой России, Минэкономразвития России и Ростехнадзор разрабатывают проект плана мероприятий («дорожную карту») по совершенствованию технического регулирования в строительной сфере.
Из-за вопросов, пока не решенных в сфере ценообразования, вытекают проблемы в инвестиционно-строительной сфере практически у всех участников строительства – у инвесторов, застройщиков, проектировщиков, экспертов, подрядчиков.
В этой связи от Министерства строительства мы ждем инициатив:
- по ускорению рассмотрения и внесения в федеральный реестр направленных на утверждение сметных нормативов;
- по разработке:
— современной Методики формирования сметного раздела проектной документации;
— порядка определения начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта при размещении заказов на строительство объектов капитального строительства для государственных (муниципальных) нужд;
— методических рекомендаций по осуществлению взаиморасчетов за выполненные работы, производимые на объектах капитального строительства, цена государственного (муниципального) контракта по которым является твердой.
Следует обязать органы государственной статистики субъектов Российской Федерации организовать мониторинг стоимости строительных ресурсов.
Необходимо:
- актуализировать сметные нормативы с учетом применения новых технологий;
- разработать укрупненные нормативы цены конструктивных решений по основным видам инженерных решений, применяемых при проектировании объектов капитального строительства в уровне цен на 1 января 2014 г.;
- на основе актуализированных сметных нормативов обеспечить разработку федеральных единичных расценок в уровне цен по состоянию на 1 января 2014(15) г.
В настоящее время на всех уровнях, включая правительственный, ведутся горячие споры о сохранении и развитии институтов государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
На наш взгляд и ту, и другую необходимо сохранить, как единый инструмент для оценки соответствия проектной продукции требованиям Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Для этого необходимо внести ряд изменений в Градостроительный кодекс.
Пока остались проблемы при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения (электрическая энергия, тепловая энергия, газ, вода, канализация)
- высокие тарифы на подключение к сетям;
- различные обременения при подключении к сетям;
- высокий износ и загруженность сетей и генерирующих мощностей;
- как правило, при выдаче ТУ застройщикам предлагается за свой счет строить дополнительные трансформаторные подстанции, прокладывать кабели и т.д., а затем передавать имущество на баланс ресурсоснабжающих организаций, безвозмездно наращивая их фонды.
Конечно необходимо принимать меры, по снижению количества этапов согласования, сокращению времени прохождения согласования, уменьшению. «Работа ведется, но медленно и слишком много барьеров», — подчеркнул Яковлев.
Несмотря на то, что строительный комплекс является локомотивом экономики и одной из важнейших частей ее фундамента, на сегодняшний день и в Банке России и, соответственно, в аудиторских компаниях и рейтинговых агентствах к кредитованию строительства относятся как к деятельности очень высокого риска.
Основной точкой соприкосновения банков с предприятиями строительной сферы является определение условий и ставок кредитования инвестиционно-строительных проектов. Размер ставки кредитования определяется банками по внутреннему (достаточно сложному) алгоритму, задача которого учесть возможные риски банка. Следовательно, необходим учет и анализ факторов, «пугающих» банки, чтобы совместными усилиями снизить риски, а, следовательно, и ставки по кредитам, сказал президент РСС. Для этого целесообразно иметь согласованные финансовым и строительным сообществом методологии оценки:
- надежности реализации проекта, отвечающую требованиям Центрального банка России по оценке рисков;
- принимаемого банками в залог имущества (реально оценивать).
В преодолении имеющихся трудностей заинтересованы не только строители, но и банки.
Существуют пока проблемы внедрения инноваций в организацию долевого строительства, повышение доступности жилья – программа «Жилье для Российской семьи», подготовка кадров для строительства.
Для решения проблемы подготовки кадров в строительной отрасли Российский Союз строителей:
- выступил учредителем автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ»;
- совместно с Ассоциацией строительных ВУЗов выступил соучредителем «Системы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и смежных областях деятельности».
Президент Российского союза строителей рассказал коротко об организации работы РСС. Наряду со штатной дирекцией РСС в Союзе работают 26 комитетов по 8 направлениям, действует Третейский суд и Единая кадровая система.
Одна из важных задач Союза на сегодня это – налаживание деловых отношений с Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации, оказание поддержки и помощи по вопросам комплектования, а также последовательного решения задач, направленных на развитие строительного комплекса.
Источник: Российский Союз Строителей