Юридическое лицо может получить статус СРО в соответствии с положениями Федерального закона №315 ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также отраслевого законодательства, например, для строительных СРО это Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Порядок организации и осуществления госконтроля за работой СРО заложен в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций». Согласно этому закону, надзор за деятельностью изыскательских, проектных и строительных СРО осуществляет Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Если говорить о взаимоотношениях между строительными СРО и Ростехнадзором, то они складывались всегда по-разному. Среди самых «громких» дел между СРО и органом надзора можно вспомнить следующие несколько.
Всё российское строительное сообщество помнит нашумевшую историю с НП «СтройРегион» из г.Санкт-Петербурга.
Претензии к «СтройРегиону» у федерального органа возникли после внеплановой проверки в августе прошлого года, с помощью которой удалось обнаружить многочисленные нарушения. В октябре прошлого года, уже после повторной проверки, выяснилось, что партнерство не только не исправилось, но и усугубило ситуацию.
Прежде всего, по данным Ростехнадзора, «СтройРегион» не предоставил достоверной информации о количестве членов партнерства и выданных свидетельств о доступе к работе. Из-за этого ведомство не смогло оценить, действительно ли в НП состоит достаточное количество застройщиков, для того чтобы оно могло иметь статус СРО. Кроме того, из-за отсутствия этой информации ведомство не смогло оценить необходимый размер компенсационного фонда, который рассчитывается в зависимости от количества членов. Требование госструктуры поддержали и представители Общественной негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), которые выступали на процессе в качестве третьего лица.
Но суд так и не согласился с тем, что выявленных нарушений действительно достаточно для исключения «СтройРегиона» из реестра. Как оказалось, в акте проверки все же содержалась информация о конкретном количестве членов НП в различные периоды ее работы и оно не выбивалось за рамки допустимого.
17 января 2013 года саморегулируемое строительное сообщество пережило небольшой шок. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) неожиданно приостановила внесение сведений в реестр почти четырех десятков саморегулируемых организаций строительной сферы.
Возможно, Ростехнадзор достала бесцеремонность отдельных СРО и критика по ведению госреестра, поэтому ведомство решило навести в своей «епархии» порядок. Потом «черный» список Ростехнадзора стал расти как снежный ком. На 19 апреля 2013 года в реестре уже находилось 81 СРО: 38 — строительных, 37 — проектировщиков, 6 — изыскателей.
По сообщению Департамента взаимодействия с органами государственной власти НОСТРОЙ, им проводилась работа в целях выявления и устранения причин приостановления внесения сведений в реестр среди СРО. Впрочем, несмотря на большое количество СРО, у которых было приостановлено внесение сведений в реестр, что «негативно влияло на деятельность саморегулируемых организаций и их членов», реакция Департамента на действия Ростехнадзора оказалась весьма замедленной и малоэффективной. Понадобилось ровно полгода, чтобы Департамент предпринял какие-нибудь действия. В частности, 17 июля 2013 года были направлены запросы с просьбой, разъяснить известные им причины приостановления внесения сведений в реестр в 26 СРО и какие меры приняты ими для возобновления внесения сведений в реестр. Нацобъединением было получено 11 ответов СРО и одно письмо о причинах приостановления получено от СРО ранее, до направления запроса — всего 12.
Проанализировав ответы СРО о принятых мерах по исправлению указанной ситуации, сопоставив причины приостановления внесения сведений и ряд мер, предпринятых СРО по устранению выявленных нарушений, Нацобъединением были сделаны выводы о том, что большая часть саморегулируемых организаций, от которых получены ответы, предпринимала меры по исправлению ситуации и возобновлению внесения сведений в реестр. При этом с работниками части СРО были проведены беседы, даны советы о необходимости предоставления тех или иных сведений, в том числе на электронных носителях, в Ростехнадзор.
Ряд СРО, следуя полученным советам, повторно или дополнительно направляли в Ростехнадзор необходимые сведения, у ряда СРО было возобновлено внесение сведений в реестр.
По состоянию на 1 августа 2013 года было приостановлено внесение сведений в отношении 23 строительных СРО.
На 5 августа 4 саморегулируемые организации из 23, по мнению Объединения, полностью выполнили требования законодательства и предоставили все необходимые сведения в Ростехнадзор для возобновления внесения сведений в реестр:
1. Саморегулируемая организация Некоммерческое партнёрство «Союз профессиональных строителей» (СРО-С-153-25122009);
2. Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Объединение Волго-Вятских строителей» (СРО-С-194-080220;
3. Некоммерческое партнерство «Брянское Объединение Строителей» (СРО-С-199-12022010);
4. Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Региональное Объединение Строительных Организаций» (СРО-С-243-09042012).
Объединением подготовлено и направлено 5 августа 2013 года обращение в Ростехнадзор в целях скорейшего возобновления внесения сведений в госреестр в отношении указанных 4 СРО об устранении выявленных нарушений. По сообщению Департамента взаимодействия с органами государственной власти НОСТРОй Ростехнадзор возобновил внесение сведений в госреестр этих СРО.
Кроме того, недавно был отвергнут проект по созданию электронного взаимодействия с Ростехнадзором. Также нынешней осенью Ростехнадзор отправил в НОСТРОЙ письмо с сообщением о том, что его сотрудники прекращают рассматривать уведомления, которые были отправлены СРО по электронной почте.
Стоит отметить, что многие СРО беспокоятся, что могут возникнуть очередные проблемы. Такой вывод приходит на ум, принимая во внимание факт того, что регулятор сворачивает инициативы по упрощению взаимодействия. Кроме того, по словам начальника Организационно-правового управления НОСТРОЙ Юлии Родионовой, Ростехнадзор в 2014 году планирует уделять пристальное внимание проверкам деятельности саморегулируемых организаций строительной сферы.
Специалисты НП МНОС «СИБИРЬ» не считают это поводом для беспокойства, даже при том что НП МНОС «СИБИРЬ» будет проходить проверку Ростехнадзора в марте 2014 года. Даже наоборот, это некоторая честь – оказаться сейчас в гуще событий, связанных с укреплением связей между Национальными объединениями, Ростехнадзором, Минстроем и саморегулируемыми организациями.
Под этими событиями подразумеваются в том числе новый регламент Ростехнадзора по исполнению службой государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, который еще не вступил в силу, но уже 4 февраля 2014 года прошел регистрацию в Минюсте РФ. Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур Ростехнадзора при осуществлении госнадзора за деятельностью саморегулируемых организаций, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора с физическими и юридическими лицам, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Кроме того, уже в этом году правительство предложило разграничить компетенцию Минстроя России и Ростехнадзора в части государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведения реестров указанных организаций. При этом к ведению Ростехнадзора предлагается отнести указанные полномочия в части, касающейся объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно постановлению, на Минстрой России возлагается полномочие по утверждению перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В связи с этой бурно развивающейся тенденцией взаимодействия участников строительного комплекса НП МНОС «СИБИРЬ» поставило своей целью в 2014 году вести максимально плотный и полезный диалог с Минстроем РФ, Нацобъединением строителей, Ростехнадзором. Начало года обозначилось как приведение деятельности СРО в соответствие с действующими нормами закона. В феврале мы прошли добровольный аудит Нацобъединения, на очереди – плановая проверка Ростехнадзора. Затем мы планируем перейти к совместной работе по обсуждению законодательных норм, по организации консультационных и обучающих мероприятий с привлечением специалистов Ростехнадзора, НОСТРОЙ и Российского союза строителей. Соответственно, в обратном направлении, мы готовы совместно с другими СРО Сибирского региона разрабатывать собственные инициативы и предложения в адрес НОСТРОЙ, Минстроя и Ростехнадзора.