Астериски создали условия к недобросовестной конкуренции и нарушению законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса России виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или компаниями, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В настоящее время Перечень этих видов работ утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2012 г. № 624 (далее — Приказ, Перечень). Однако действующий Приказ не учитывает последние изменения законодательства и содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, а также положения, вводящие избыточные административные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.
Рассмотрим подробнее положения Приказа, которые необходимо менять.
1. Появление знаков «*» (далее – Астериск), которыми отмечены отдельные виды работ в Перечне, не достигло поставленных целей, а только вводит в заблуждение потребителей строительных работ.
Астериском отмечены виды и группы видов работ, требующие получения свидетельства о допуске только в случае выполнения таких работ на опасных и особо сложных объектах. Одной из основных целей введения Астериска было предоставление возможности субъектам малого бизнеса выполнять отдельные виды строительных работ без каких-либо дополнительных документов и разрешений, в том числе свидетельства о допуске.
Однако цели, которые ставились органами государственной власти при включении в Перечень знаков, полностью не достигнуты.Введение знаков привело только к ограничению конкуренции в строительстве. Для подавляющего количества строительных организаций работы, отмеченные Астериском, являются сопутствующими к работам, в отношении которых свидетельство о допуске получено.
Виды работ, отмеченные Астериском (1/6 часть от общего количества видов работ раздела III Перечня),по сути, никем не контролируются. Между тем анализ аварий, произошедших в строительстве, с момента введения в действие приказа Минрегиона России № 624, показал, что около 30% всех несчастных случаев при строительстве происходит именно при выполнении этих видов работ, при общем снижении качества их выполнения.
Бесконтрольность и безнадзорность за деятельностью организаций, выполняющих работы, отмеченные Астериском, снизила у большинства таких компаний заинтересованность в наличии квалифицированных кадров, стремление к совершенствованию и освоению новых технологий. Основная их задача — минимизация затрат при осуществлении работ.
Кроме того, сложилась парадоксальная ситуация, когда при законодательной правомочности привлечения к выполнению видов работ, отмеченных в Перечне Астериском, организаций без разрешительных документов, заказчик требует наличия свидетельства. Более того, нередко наличие свидетельства является даже условием участия в государственных и муниципальных торгах. При этом заказчика не интересует, кем выдано свидетельство. На данном этапе развития рынка заказчик нередко не видит разницы между хорошо оснащенной компанией с квалифицированным персоналом и «вольными бригадами».
Вышесказанное касается, в том числе, лиц, осуществляющих малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство.
Это привело к тому, что на строительном рынке активно стали создаваться саморегулируемые организации с добровольным членством, выдающие свидетельства о допуске, аналогичные свидетельствам, выдаваемым в силу требований ГрадКодекса. Наименование работ в таких свидетельствах в точности совпадает по написанию с видами работ Приказа № 624.
Только в строительной сфере создано более 20 саморегулируемых организаций с добровольным членством, объединяющих в себя около 3000 строительных фирм. На торгах члены таких организаций снижают цену контракта до непозволительно низких размеров и при этом не несут ответственности за низкое качество выполненных работ.
Примером здесь может служить обращение прокурора Московского района г. Калининграда в суд по вопросу неправомерной деятельности Некоммерческого партнерства «Департамент развития и защиты малого и среднего бизнеса в области пожарной безопасности». Решением Московского районного суда г. Калининграда от 5сентября 2012 г. этому некоммерческому партнерству запрещено выдавать свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ.
На практике имеют место и иные подобные случаи.
2. Введение Астерисков в Перечне привело к ограничению конкуренции в строительстве.
Организации, получившие свидетельства о допуске в силу закона, вынуждены нести финансовую нагрузку гораздо выше, чем организации, выполняющие работы без каких-либо разрешительных документов и документов, подтверждающих квалификацию работников, ответственных за выполнение строительных работ. Примером могут служить работы по устройству кровель и фасадов, отмеченные в Перечне Астериском.
Крыши и фасады являются важными конструктивными элементами здания или сооружения, обеспечивающие его долговечность и безопасность, поэтому проектировать и выполнять такие работы должны компании, обладающие не только необходимым оборудованием, знаниями, но и квалифицированным персоналом. Это особенно актуально в связи с событиями последних лет, когда обрушения крыш и неправильно выполненные фасадные работы, в том числе работы по устройству навесных фасадов, становились причиной гибели людей и существенных финансовых потерь.
Это побудило компании профессионалов малого и среднего бизнеса, специализирующихся на проектировании и устройстве крыш и фасадов, на производстве материалов, объединяться в Союзы и Ассоциации.
Главная цель — объединить усилия активных участников профильного направления рынка для выработки и ввода в действие технических и организационных нормативных документов, обеспечивающих современные и понятные условия конкуренции и повышающих качество и безопасность зданий и сооружений.
По мнению представителей Ассоциаций и Союзов, отмена Астерисков в Перечне будет стимулировать представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющих работы на всех объектах, кроме объектов малоэтажного строительства, к развитию применения новых материалов и технологий в строительстве, а также создаст реальное преимущество в конкурентной борьбе с недобросовестными подрядчиками.
Отсутствие единых требований к предпринимателям одной отрасли, выполняющим одинаковые виды работ, но при этом несущим различные организационные затраты и затраты на обеспечение коллективной ответственности, говорит о нарушении нормы части 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации, декларирующей равенство всех перед законом и судом.
Кроме того, при выполнении видов работ, входящих в группу видов работ «№ 13. Устройство кровли», обозначенных Астериском, добросовестные компании получают свидетельство к виду работ «№ 12.9.Гидроизоляция строительных конструкций». Данный вид работ, наряду с теплоизоляцией, в соответствии с правилами выполнения работ относится к скрытым видам работ и оформляется актом при приемке кровельных работ.
Складывается парадоксальная ситуация, когда законодательство не требует получения свидетельства о допуске на кровельные работы, однако фактически выполнять весь комплекс таких работ без свидетельства невозможно.
Это приводит к тому, что недобросовестные заказчики при заключении договора указывают лишь один вид работ — «Устройство кровли», хотя по факту выполняется комплекс работ, в том числе работы, требующие получение свидетельства о допуске.
Аналогичное положение складывается и при выполнении фасадных работ. Кроме того, специализированные организации, выполняющие фасадные работы, несут затраты на разработку новых технологий и материалов для выполнения фасадных работ, которые потом используются недобросовестными организациями без соответствующих прав на это.
Таким образом, Астериски создали условия к недобросовестной конкуренции и нарушению законодательства о градостроительной деятельности.
ПРЕДЛАГАЕМ исключить из Перечня знаки Астериск полностью.
Кроме того, предлагаем сформулировать виды работ, исходя из направления деятельности строительных компаний: «Устройство фасадных систем теплоизоляции и облицовка фасадов зданий:
1. Устройство навесных фасадных систем с воздушным зазором;
2. Устройство навесных светопрозрачных фасадных систем, светопрозрачных зенитных фонарей и атриумов;
3. Устройство фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями;
4. Облицовка фасадов зданий натуральным и искусственным камнем».
Формируя таким образом группу, мы, во-первых, выделяем работы, оказывающие влияние на безопасность зданий и сооружений, —это устройство светопрозрачных фасадных систем, в том числе зенитные фонари и атриумы.
Во-вторых, даем право строительной компании получить свидетельство о допуске только к тем видам работ, которые она выполняет и имеет для выполнения таких работ квалифицированный персонал.
В-третьих, даем возможность получить свидетельство о допуске к одному виду работ Перечня, в состав которого включен комплекс технологически связанных работ, выполняемых одной строительной компанией.
3. Действующий Приказ № 624 содержит значительное количество технических ошибок, а также некорректно сформулированных наименований видов работ, что дает возможность двойного трактования содержания отдельных видов работ и не позволяет:
— правильно толковать наименования отдельных групп и видов работ;
— подобрать необходимый вид работ, соответствующий основному профилю деятельности компании;
— минимизировать количество видов работ, требующих получения свидетельства о допуске;
— определить минимальную численность ИТР организации и квалификационные требования к ним, что влечёт за собой дополнительные финансовые издержки.
3.1. К техническим ошибкам, требующим исправления, следует отнести некорректное наименование вида работ «31.5 Футеровка промышленных, дымовых и вентиляционных печей и труб», поскольку словосочетание «дымовые и вентиляционные печи» не корректно. Допущенная ошибка дала возможность неправильно трактовать данный вид работ. Так, Минэкономразвития России в Заключениях об оценке регулирующего воздействия от 28 февраля 2011 г. и от 29 июня 2012 г. относит данный вид строительных работ к работам, подлежащим лицензированию и выполняемым специалистами в области обеспечения пожарной безопасности.
Поэтому предлагается не только изменить наименование видов работ, поставив слова «печи», «трубы» в должном сочетании, но и конкретизировать содержание видов работ данной группы, включив в группу видов работ «Устройство промышленных печей, дымовых и вентиляционных труб» такие строительные работы, как: кладка и футеровка доменных печей; кладка и футеровка ванных стекловаренных печей; кладка и футеровка коксовых батарей; кладка и футеровка электролизеров для алюминиевой и магниевой промышленности; кладка и футеровка промышленных печей (кроме доменных, стекловаренных, коксовых батарей, электролизеров для алюминиевой и магниевой промышленности); монтаж и демонтаж промышленных печей из сборных элементов повышенной заводской готовности; устройство монолитных бетонных и железобетонных промышленных дымовых и вентиляционных труб; устройство сборных бетонных и железобетонных промышленных дымовых труб; кладка и футеровка кирпичных промышленных дымовых труб; пусконаладочные работы промышленных печей.
Предложенные формулировки наименований видов работ позволяют не только выделить работы, выполняемые на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, но и охватить максимально полный перечень видов работ по устройству промышленных печей.
3.2. Некорректное наименование вида работ Перечня «24.14 Наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха «*», который входит в группу видов работ «24. Пусконаладочные работы», приводит к тому, что при буквальном прочтении наименования данного вида работ можно сделать вывод, что свидетельство о допуске требуется только при наладке систем вентиляции и кондиционирования. Свидетельство о допуске к пусковым работам не требуется. Это обуславливает необходимость изменить наименование данного вида работ, назвав его «пусконаладочные работы».
3.3. Наименования отдельных видов работ дают возможность не только двойного, но и более широкого толкования содержания отдельных видов работ. Например, использование в наименовании вида работ «22.10 Работы по строительству газонаполнительных компрессорных станций» понятия «строительство» дает возможность предположить, что наличие в свидетельстве о допуске единственного рассматриваемого вида работ позволяет осуществить строительство газонаполнительной станции под ключ, выполняя весь комплекс необходимых работ, от земляных допусконаладочных.
Не менее широкое трактование содержания работ возможно в случаях включения в Перечень слова «оборудование», особенно если оно отнесено к отраслям промышленности, как это сделано в группах видов работ Приказа №№ 23 и 24 монтажные и пусконаладочные работы.
Например, виды работ «23.17 Монтаж оборудования метрополитенов и тоннелей»;«23.25 Монтаж оборудования театрально-зрелищных предприятий». В состав такого «оборудования» могут войти:
— монтажные и пусконаладочные работы подъемных механизмов («23.1Монтаж подъемно-транспортного оборудования»;«23.2 Монтаж лифтов»; «24.1 Пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования»; «24.2 Пусконаладочные работы лифтов»);
— оборудование систем вентиляции и кондиционирования воздуха («15.4 Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха «*»);
— оборудование сетей связи, сигнализации или акустических систем(«15.5 Устройство системы электроснабжения «*»; «15.6 Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений «*»;«23.6 Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации «*»).
Наличие в Перечне видов работ, применение которых вызывает трудности в связи с неясностью их трактования, подталкивает членов саморегулируемых организаций, с одной стороны, расширять перечень видов работ в свидетельстве о допуске дополнительными работами, тем самым, необоснованно расширять сферу деятельности компании, увеличивая финансовые затраты. А с другой стороны, позволяет получить свидетельство о допуске только к единственному виду работ, что влечёт за собой нарушение законодательства.
Исходя из сказанного, предлагается максимально исключить использование словосочетаний «оборудование … промышленности», а также слова «строительство» в наименованиях видов работ Перечня.
3.4. Монтажные и пусконаладочные работы целесообразно максимально распределить по группам видов работ, сформированным в соответствии с областями деятельности строительных компаний (водоснабжение и водоотведение; теплоснабжение, электрические сети и т.п.), что позволит установить к ним более четкие требования и обеспечить включение их в общие модули при повышении квалификации.
Примером может являться группа видов работ «Монтаж, демонтаж и пусконаладочные работы систем вентиляции и кондиционирования воздуха».
В данную группу видов работ предлагается включить и монтажные, и пусконаладочные работы, как правило, выполняемые одной строительной компанией, а также разбить виды работ: по назначению (жилищно-гражданскому и промышленному)и по типу систем хладоснабжения. Данная группа видов работ может содержать следующие виды работ: монтаж, демонтаж и пусконаладочные работы систем вентиляции и центрального кондиционирования воздуха зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения; монтаж, демонтаж и пусконаладочные работы систем вентиляции и центрального кондиционирования воздуха зданий и сооружений промышленного назначения; монтаж, демонтаж и пусконаладочные работы систем холодоснабжения на основе хладоносителя; монтаж, демонтаж и пусконаладочные работы систем холодоснабжения на основе хладагента.
(Продолжение следует)
Алексей СУРОВ — зам. директора Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей
Анна СОРОКОУМОВА — главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей
Фото kreps-moskva.tiu.ru, old.sud.ua, pda.vedomosti-ural.ru, teploforum.com.ua