Организатор Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве Валерий Мозолевский совместно с заместителем председателя Комитета Константином Любимовым встретились с директором Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Кириллом Степановым. В ходе совещания были обсуждены особенности закупок в строительстве, а также вопрос организации взаимодействия для развития контрактной системы в области инвестиционно-строительной деятельности.
Был также поднят вопрос о постоянном нарушении принципов добросовестной конкуренции при проведении государственных и муниципальных закупок в строительстве. По словам В. Мозолевского, так называемые «ручечные» или недобросовестные компании, которые покупают у многочисленных посредников или получают у недобросовестного СРО или его работника свидетельства о допуске к работам, несоответствующие реальным возможностям этой компании, являются одним из основных источников коррупционных схем на государственных закупках. По этой причине, как считает Комитет НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве, основной упор организаторов торгов должен быть направлен на поиск добросовестного и квалифицированного исполнителя контракта с целью более эффективного и качественного исполнения требований контракта и проектной документации. На строительных торгах, на всех этапах осуществления инвестиционно-строительной деятельности, по убеждению комитета НОСТРОЙ, обязательно должна проводиться предварительная квалификация участников (двухэтапные конкурсные торги).
Кроме того, на встрече был рассмотрен вопрос о необходимости представления требований качественных и количественных характеристик предмета закупок в строительстве только в виде требования исполнения работ в соответствии приложенной к конкурсной документации, утверждённой в установленном порядке проектной (включая рабочую) документации.
Немаловажно и то, что закупки в строительстве проходят четыре этапа: закупки инженерно-изыскательских работ (обследования существующих зданий и сооружений); закупки разработки проектной документации; торги на выбор подрядчика для выполнения строительного контроля от лица заказчика; определение лица, организующего строительство объекта капитального строительства. Все указанные торги – взаимоувязанный процесс реализации инвестиционно-строительного проекта.
В заключение совещания стороны обсудили вопрос реализации ФЗ № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» при планировании и подготовке закупок в строительстве, что декларирует ФЗ-44. В соответствии с ним, при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности застройщик может проводить торги на закупки в строительстве только тех объектов, которые вошли в адресно-инвестиционные программы (АИПы). Для этого застройщику необходимо: провести инженерные изыскания (обязательно), выполнить проектные работы в соответствии Градостроительного законодательства с применением государством принятого ценообразования (сметной документации), проведением Государственной экспертизы проектной документации, проведением отдельной государственной экспертизы соответствия сметной стоимости объекта капитального строительства по установленной Правительством РФ методике и включения этого инвестиционного проекта в АИП по отдельной, утверждённой постановлением Правительства РФ методике.
По итогам встречи было достигнуто соглашение о совместной работе по направлениям совершенствования процедур проведения торгов на строительные работы.