Архитектурно-строительные вузы России вступают в новый учебный год. Какие изменения ждут их в этом году, куда их поведут дальше реформы высшего образования — об этом наш корреспондент беседует с президентом Международной ассоциации строительных вузов, ректором МГСУ Валерием Теличенко (фото слева).
— Валерий Иванович, какие основные проблемы, на Ваш взгляд, стоят перед строительными вузами России?
— К сожалению, пока не удаётся добиться того, чтобы строительство, а вслед за ним и строительная наука были признаны приоритетными. Это негативно сказывается на финансировании научных исследований, а теперь и на нормативном финансировании профильных высших учебных заведений. А между тем именно строительная отрасль является мощнейшим двигателем экономики. Задачи, стоящие перед строителями, без преувеличения, огромны. Достичь запланированного роста темпов строительства, развиваясь экстенсивно, невозможно. Искать решение можно только лишь в новых технологиях, позволяющих увеличить производительность без ущерба для безопасности и экологии, а при этом исключительно важным является государственная поддержка и внимание.
Среди приоритетных направлений развития системы образования в современных условиях — формирование устойчивого взаимодействия образования и производства. Нам необходимо приближать подготовку специалистов к требованиям строительного комплекса и конкретных работодателей, обеспечивать связь процесса обучения с предприятиями, на которых предстоит работать нашим выпускникам. Кроме того, в связи с переходом российского образования на двухуровневую систему подготовки кадров остро встал вопрос налаживания взаимодействия образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Только идя этим путем, сегодня можно ответить на возрастающие потребности рынка труда в высококвалифицированных кадрах. И, конечно, важно развивать материально-техническую базу образовательных учреждений и проводить грамотную кадровую политику, чтобы привлечь к преподавательской деятельности высококвалифицированных научно-педагогических работников.
— Сколько вузов ведет подготовку кадров для строительной отрасли?
— У нас в стране 12 специализированных государственных архитектурно-строительных университетов. Кроме того, подготовка по направлению «Строительство» ведётся еще в более чем 100 вузах Российской Федерации на профильных факультетах (институтах), включая федеральные университеты, а также в 18 филиалов крупных вузов. Все эти образовательные организации входят в Международную ассоциацию строительных вузов (АСВ), на которую в настоящее время, по сути, возложены функции поддержания высокого качества образования. Всего в ассоциацию входит более 150 российских и зарубежных вузов, подавляющее большинство из которых государственные, впрочем, есть и несколько негосударственных и даже частный. АСВ проводит большую работу по оценке качества строительного образования, взаимодействуя с международными образовательными организациями, Российским союзом строителей и Российской академией архитектуры и строительных наук. Стратегию же методологического и методического обеспечения образования выполняет Учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области строительства.
— Как, на Ваш взгляд, продвигается реформа образования, какие новации заслуживают одобрения, а что спорно?
— За прошедшие два десятилетия система российского архитектурно-строительного образования, как и вся высшая школа, претерпела и продолжает претерпевать существенные изменения. В их основе лежат социальные, экономические и даже политические процессы, которые протекают в нашей стране. К числу основных итогов реформ следует отнести вступление в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, информатизацию и повышение доступности информационных, компьютерных, телекоммуникационных и мультимедийных ресурсов. Наша страна присоединилась к концепции Болонского процесса, мы перешли к уровневому образованию (бакалавр, специалист, магистр). Среди новаций — переход к системе приёма в высшие учебные заведения на основе Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Возникла система платного образования в рамках формирования рынка образовательных услуг. К сожалению, можно констатировать тот факт, что интерес абитуриентов к инженерному образованию несколько снизился.
В целом же пока еще трудно оценить преимущества и недостатки нововведений. Изменения или реформы тогда эффективны, когда они управляемы. Это относится и к сфере образования, её содержательной основе. В систему управления входят организация учебного процесса, программы преподавания учебных дисциплин, информатизация образовательной деятельности, увеличение объёма самостоятельной работы обучающихся, творческое и научное сопровождение учёбы, методы контроля и оценки уровня освоения учебного материала — всё то, что сегодня называют инновационным образованием.
— Насколько МГСУ удаётся сочетать образовательную деятельность с научными исследованиями?
— На мой взгляд, нам удается успешно сочетать образовательную и научную деятельность. Наши преподаватели проводят широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований. У нас создана эффективная система программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
— Отвечают ли сегодня российские вузы на потребности отрасли?
— Мы стремимся к этому. Приведу пример. В нынешнем году ряд университетов (в том числе МГСУ) получил право готовить и выпускать прикладных бакалавров по направлению «Строительство». Основная задача прикладного бакалавриата — сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получили полный набор знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности. Речь идет о высокотехнологичных отраслях экономики, в которых работодатели крайне заинтересованы в высоком уровне подготовки молодых специалистов.
Мы начали привлекать работодателей к активному участию в разработке образовательных программ и учебных планов. Предполагается, что они будут приглашать будущих сотрудников на производственную практику в течение срока обучения, а в конечном итоге работодатель получит специалиста, в подготовке которого он четыре года принимал участие. Прикладной бакалавр-строитель — это технолог-эксперт, который разбирается в изысканиях и проектировании, возведении, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. Успех в реализации программ по подготовке такого класса специалистов зависит от поддержки отрасли, бизнес-сообщества, работодателей, содействия со стороны федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и, конечно, от самих вузов, от того, насколько отвечает высоким требованиям уровень их учебно-производственных баз.
— Каковы перспективы развития строительного образования в России? Как меняется качество образования в последние годы?
— Серьезным шагом на пути улучшения качества образования должна стать профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и общественная аккредитация образовательных организаций. В апреле нынешнего года наша ассоциация подписала соглашение с Российским союзом строителей о создании системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций в сфере строительства, жилищно-коммунального комплекса и в смежных областях деятельности. Надеемся, такое сотрудничество позволит поднять качество образования на более высокий уровень.
— От имени наших читателей поздравляем членов вашей ассоциации с началом нового учебного года.
Татьяна ШАВИНА
Фото mostovik.ru и ncfu.ru