В общественном сознании ЕврАзЭС – самая успешная интеграционная структура на постсоветском пространстве. Уже первое 10-летие ЕврАзЭС было ознаменовано созданием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, формированием Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС.
С января 2012 г. начинает работать Единое экономическое пространство. Со слов генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова, ЕврАзЭС сегодня реально определяет интеграционный вектор развития постсоветского пространства в XXI веке.
ЛИТЕР-Неделя: Как известно, Договор о создании ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане. То обстоятельство, что это произошло в новой столице независимого Казахстана, глубоко символично и убедительно. Какими достижениями отмечена сегодня деятельность сообщества?
Т.М.: Президент Нурсултан Назарбаев отмечал, что «Казахстан не просто входит в ЕврАзЭС, а является инициатором и фактической родиной этого объединения». Создание Евразийского сообщества стало по-настоящему знаковым событием в современной истории постсоветских государств.
Здесь уместно напомнить, что все наши реально действующие интеграционные структуры: ЕврАзЭС, Таможенный союз и формирующееся Единое экономическое пространство – это ключевые инструменты предложенного президентом Казахстана в марте 1994 года в МГУ им. М.В.Ломоносова «Проекта о формировании Евразийского союза государств»
Успешная практическая реализация этой задачи в краткие сроки стала возможной благодаря политической воле глав государств – членов ЕврАзЭС, всех участников процесса евразийской интеграции.
Сегодня ЕврАзЭС – это признанная мировым сообществом международная организация с ясными и понятными целями, четкой структурой и задачами, обеспечивающая реальную интеграцию экономик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
Серьезным достижением ЕврАзЭС является создание реального режима свободной торговли, который обеспечивает рост объемов взаимного товарооборота стран – участниц сообщества. Этот показатель вырос с 29 млрд долларов в 2000 г. до 123 млрд долларов в 2008 г., т.е. более, чем в 4 раза. Удельный вес взаимных инвестиций государств ЕврАзЭС в общем объеме поступивших иностранных инвестиций повысился с 7% в 2007 году до 12% в 2010 году.
Валовой внутренний продукт (ВВП) в среднем по ЕврАзЭС в 2010 году по сравнению с 2001 годом увеличился в 1,6 раза, производство промышленной продукции – в 1,5 раза, инвестиций в основной капитал – в 2,2 раза. Это существенный рост, достигнутый, несмотря на снижение многих макроэкономических показателей во время мирового финансового кризиса.
В сообществе проживает 181 млн человек, то есть 2,7% мирового населения. Государствами сообщества производится в совокупности 3,5% мирового валового внутреннего продукта. Доля ЕврАзЭС в мировом экспорте товаров составляет 3,0%.
Важными преимуществами на пути достижения ЕврАзЭС нового уровня развития является наличие мощного транзитно-транспортного потенциала государств сообщества, а также эффективное использование их энергетических возможностей.
Созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предшествовал период быстрого наращивания объемов взаимной торговли и интенсификации экономического сотрудничества между странами – членами этого самого молодого в мире регионального экономического объединения.
Поэтому в октябре 2007 года было принято решение о создании Таможенного союза, который начал функционировать с 1 января 2010 года. С 1 июля 2011 года он заработал в полную силу – все виды государственного контроля (таможенный, транспортный, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный), за исключением пограничного, были перенесены на внешний контур границы территории Таможенного союза.
Еще до завершения формирования единой таможенной территории, в декабре 2009 года, в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства трех стран. При этом благодаря твердой политической воле глав государств и интенсивной работе правительств его нормативно-правовая база была разработана и утверждена уже в ноябре-декабре 2010 года, то есть всего за один год вместо планируемых двух, и с 1 января 2012 года начнется функционирование ЕЭП.
ЛИТЕР-Неделя: С 1 июля этого года Таможенный союз заработал в полноформатном режиме. По общему мнению, это большой интеграционный успех последних лет. Вместе с тем и в Беларуси, и в Казахстане, и в России имеются не только сторонники, но и критики работы ТС. Что же конкретно получили, а что потеряли наши страны, объединившись в этом союзе?
Т.М.: Основным направлением развития современной мировой экономики является интеграция, в региональные экономические союзы объединяются страны на всех континентах, что обеспечивает их более эффективное взаимодействие и открытие новых возможностей и перспектив.
Благополучная Европа все более объединяется, создает наднациональные органы и институты, чтобы успешнее противостоять нелегким вызовам современности. В 1957 году в Европейский союз входило 6 государств, сегодня европейская семья насчитывает 27 членов. ЕС становится все более авторитетным и влиятельным центром мировой экономики и политики.
Начало работы с 1 января 2010 года Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России прежде всего означает устранение таможенных, административных и прочих барьеров во взаимной торговле, что способствует снижению себестоимости продукции и перевозок, а также благоприятствует развитию производственных связей между предприятиями Беларуси, Казахстана и России, создает условия для роста взаимной торговли, кооперации и совместной деятельности и, в конечном итоге, для экономики в целом.
Образование Таможенного союза привело к созданию более крупного рынка для бизнес-структур всех трех государств. Выигрыш получили и производители, и потребители. Оборот взаимной торговли товарами между государствами Таможенного союза в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 21% и составил 88,4 млрд долларов США.
Знаменательным событием стало 1 июля 2011 года. С этого дня был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Казахстаном и Беларусью, все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.
Преимущества членства в Таможенном союзе очевидны. Не случайно о желании вступить в него уже официально заявил Кыргызстан. – Могу сказать, что уже в ближайшее время будет запущен соответствующий механизм. Свою заинтересованность в присоединении к Таможенному союзу высказывает и таджикская сторона.
Крепнут позиции ТС на международной арене. Намерение подписать соглашение о свободной торговле с ТС выразили Европейская ассоциация свободной торговли, правительства Вьетнама, Монголии и других стран.
Относительно критики в адрес работы Таможенного союза. Начало чего-то нового не обходится без определенных проблем. Необходим также период адаптации таможенной практики к новым правилам. При этом следует отметить, что, по оценкам представителей деловых кругов трех государств, для большинства предприятий начало становления Таможенного союза прошло относительно безболезненно.
Хочу отметить, все возникающие проблемы комиссия Таможенного союза вместе с соответствующими органами стран-участниц отслеживает и решает самым оперативным образом.
Вместе с тем, к сожалению, СМИ иногда тиражируют и не вполне объективную или конструктивную критику. Реальным ответом на это являются значительное увеличение товарооборота между нашими тремя странами, рост поступления таможенных сборов, значительное облегчение пересечения границ при полном освобождении субъектов рынка от контроля и таможенного оформления.
А главное – бизнес-сообщество уже ощутило серьезные преимущества общей таможенной территории. Свободное обращение на ней товаров как из третьих стран, так и произведенных у нас, обеспечивает здоровую конкуренцию на рынке, что является важным фактором повышения качества товаров и естественной модернизации производства.
Думаю, нам также надо прилагать больше усилий к информационному обеспечению работы Таможенного союза.
ЛИТЕР-Неделя: Недавно в Москве прошел российско-белорусско-казахстанский бизнес-диалог «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса». Какие вопросы больше всего волнуют сегодня предпринимателей наших стран?
Т.М.: Прежде всего хотел бы отметить, что сегодня – 22 сентября 2011 года – в Алматы проходит международный бизнес-форум ЕврАзЭС «Бизнес в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства», который является продолжением начатого в июле т.г. в Москве на конференции диалога о взаимодействии бизнес-структур и государственных органов управления в условиях функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства. На ней выступили главы правительств В.Путин, К.Масимов и М.Мясникович, руководители крупнейших объединений бизнес-структур, представители крупного, среднего и малого бизнеса.
Материалы этой конференции были размещены на спецполосе «ЕврАзЭС» газеты «Известия» 25 июля 2011 г. и на соответствующих интернет-сайтах, но не были освещены национальными средствами массовой информации, хотя они чрезвычайно важны практически для всех хозяйствующих субъектов. Правительство Республики Казахстан поддержало инициативу Евразийского делового совета и Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» при участии секретариата интеграционного комитета ЕврАзЭС, комиссии Таможенного союза, торгово-промышленных палат России, Казахстана и Беларуси, а также Евразийского банка развития и компании «МЕТРОПОЛЬ» провести в Алматы указанный международный форум для широкого круга представителей бизнеса стран ЕврАзЭС.
На конференции в Москве рассматривались вопросы, вытекающие из новых условий внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе, сложившейся практики таможенного администрирования и регулирования, а также обсуждались перспективы формирования условий для перехода экономик стран сообщества на инновационный путь развития, создания комплексных информационных, логистических систем и транспортных коридоров, особенности организации взаиморасчетов и привлечения иностранных инвестиций, перспективы и преимущества, открывающиеся с началом функционирования в 2012 году Единого экономического пространства.
Представители бизнеса выражали общее мнение своих коллег, что зримые успехи в работе Таможенного союза создали условия для дальнейшего углубления интеграционных процессов, которые позволили начать переход к новому этапу интеграции – созданию Единого экономического пространства, что несомненно придаст новый импульс развитию, модернизации и диверсификации экономик государств-участников, росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности на мировом рынке товаров и государств Сообщества.
ЛИТЕР-Неделя: Какие реальные выгоды, наряду с упрощением таможенных процедур, в целом получили наш бизнес и простые люди?
Т.М.: С созданием Таможенного союза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на треть выросли объемы внешней и взаимной торговли, а также поступлений по импортным пошлинам. С ноября прошлого года восстановился докризисный уровень внешнеторгового оборота участников Таможенного союза. После устранения таможенного оформления товаров, перемещаемых через общие границы, быстро растет объем приграничной торговли, расширяются кооперационные связи предприятий. По оценкам Российского института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, макроэкономический эффект от создания Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составит не менее 5% прироста ВВП в расчете на пятилетнюю и около 15% – на десятилетнюю перспективу. Особенно заметным будет эффект в машиностроении и агропромышленном комплексе. В целом совокупный экономический эффект от создания ЕЭП позволяет поднять темпы экономического роста примерно в полтора раза.
Создание Таможенного союза означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик. Единая таможенная территория создает условия для восстановления научно-технического и производственного потенциала предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для граждан Таможенный союз существенно облегчил трансграничные связи. Людям не приходится заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе.
ЛИТЕР-Неделя: Единое экономическое пространство считается следующим за Таможенным союзом этапом интеграции трех стран. Что конкретно заложено в идее ЕЭП?
Т.М.: Глобальным ориентиром усилий государств – членов сообщества на сотрудничество и интеграцию стало создание Единого экономического пространства, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм.
В соответствии с планом действий по формированию ЕЭП, утвержденным на неформальном саммите в Алматы 19 декабря 2009 г., основными целями формирования ЕЭП определены:
– эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
– создание условий стабильного развития экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня населения;
– проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
– развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
– создание обшей системы мер государственной поддержки производственной и научно-технологической кооперации.
ЛИТЕР-Неделя: Базовые документы о создании ЕЭП вступают в силу с 1 января будущего года. А что потребуется для полноформатного функционирования этого объединения?
Т.М.: Действительно, 17 международных соглашений, связанных с формированием правовой базы Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, вступают в силу с 1 января 2012 года. Это будет означать начало деятельности ЕЭП. Но на полный режим работы ЕЭП выйдет с 1 января 2016 года.
Международный опыт, прежде всего Европейского союза, показывает, что создание единого внутреннего рынка – процесс длительный и сложный. В Европе таможенный союз был создан в 1968 году, а формирование единого внутреннего рынка закончилось лишь в 1992 году, при этом только его завершающий этап занял более 6 лет.
Нам тоже для обеспечения полноформатного функционирования ЕЭП потребуется в период с 2011 по 2015 год принять еще 55 международных договоров и иных документов.
За эти же пять лет правительствам сторон необходимо будет обеспечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.
С начала 2012 года будут создаваться предпосылки к образованию общего рынка услуг, что предусматривает предоставление национального режима предприятиям – резидентам сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности.
С 1 января 2013 года будет обеспечена унификация железнодорожных тарифов на перевозки грузов, то есть на территории каждого государства вместо экспортного, импортного и внутреннего тарифов будет действовать единый тариф. Это очень важный для бизнеса фактор, позволяющий значительно уменьшить затраты на перевозки и более эффективно планировать реализацию своей продукции. С 1 января 2015 года будет обеспечен доступ к услугам железнодорожной инфраструктуры для перевозчиков государств – членов ЕЭП.
С 1 января 2014 года для всех государств – членов ЕЭП будет введен национальный режим в системе государственных (муниципальных) закупок. Это также вызывает большой интерес у производителей товаров и услуг, которые смогут теперь на равных участвовать в конкурсах во всех наших странах.
Также к 1 января 2014 года в рамках создания общего рынка капитала предполагается обеспечить недискриминационный доступ стран – участниц ЕЭП на рынок финансовых, банковских и страховых услуг на условиях национального режима, создать равные правовые условия для инвестиционной деятельности, снять ограничения на валютном рынке. Несомненно, и коммерческим банкам, и финансово-инвестиционным структурам это значительно расширяет сферы деятельности.
ЛИТЕР-Неделя: Таможенный союз – Единое экономическое пространство. А каковы дальнейшие интеграционные перспективы развития ЕврАзЭС?
Т.М.: Сделаем небольшое теоретическое отступление.
Международная экономическая интеграция в современном мире имеет следующие формы (по степени возрастания интеграционного взаимодействия):
– зона свободной торговли – при ее введении между странами-участницами отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины;
– таможенный союз – наряду с отменой внешнеторговых ограничений на единой таможенной территории устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
– общий рынок – его создание подразумевает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в пределах Единого экономического пространства;
– экономический и валютный союз – договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.
Нетрудно заметить, что в настоящее время ЕврАзЭС в лице таких своих членов, как Беларусь, Казахстан и Россия, находится на третьей стадии – формирования Единого экономического пространства. Также очевидно, что этим потенциал интеграционного взаимодействия наших стран далеко не исчерпывается.
В «Декларации о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», принятой 9 декабря 2010 года, главы государств отмечают, что, «развивая Таможенный союз и Единое экономическое пространство, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства».
Выступая после подписания международных договоров по ЕЭП, президент Д.А. Медведев отметил, что «последствия договоренностей будут проявляться не только в текущей перспективе, но и в среднесрочной, когда мы выходим на формирование Евразийского союза и создание общего рынка. Это настоящая интеграция, и с этим связаны все возможности. Это свободное движение товаров, капитала, услуг, людей. Это отсутствие таможен, единая политика. В конечном счете – это другое качество жизни».
По словам президента Н.А. Назарбаева, «та большая работа, которая проведена в рамках Таможенного союза и по созданию Единого экономического пространства, признана другими государствами мира. Таможенный союз признан как субъект международной торговли. У нас есть полное желание сделать этот союз и это пространство интересными для всех государств. Самое главное – мы создали условия для формирования Евразийского союза, о чем я говорил 16 лет назад в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова».
Президент А.Г. Лукашенко подчеркнул, что «у истоков всего этого был Нурсултан Назарбаев. Нурсултан Абишевич был мотором всех наших отношений в ЕврАзЭС, он озвучил ряд шагов, которые мы должны были сделать для ЕврАзЭС и которые мы в итоге сделали. Беларусь исходит из того, что любой союз, более того, близких братских государств – мы можем об этом так говорить – должен приносить большее благо народу».
Таким образом, евразийская интеграция, постепенно обретая внимание и поддержку благодаря политической воле глав сопредельных государств, уже реализовалась в созданном ЕврАзЭС, а также Таможенном союзе и формирующемся Едином экономическом пространстве. Это, несомненно, демонстрирует правильность выбранного вектора развития, а главное – обеспечивает конкретное улучшение жизни народов наших стран.