Апр 25

Efim_Basin

12 апреля в Государственной Думе состоялось заседание экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете по земельным отношениям и строительству.
В ходе заседания обсуждалась предлагаемая Минстроем России как автором законопроекта реформа саморегулирования в строительной отрасли. Практически все выступающие говорили о том, что законопроект слабый, сырой, непроработанный, уничтожает все то, что выстраивалось шесть лет, привнесет хаос на рынок и новые финансовые нагрузки для строительных компаний.

Разработчик законопроекта – Минстрой РФ – торопится выполнить поручение Президента России и в весеннюю сессию Госдумы провести пакет поправок в законы, касающиеся саморегулирования в целом и в строительстве в частности. Однако предложения разработчиков, активно поддерживаемые Минэкономразвития, встретили отторжение строительного сообщества.

При этом, как выяснилось, окончательного текста законопроекта еще нет, но планы по его принятию уже есть, а поправки, предложения и замечания (к чему?) уже направлены Минстроем в Правительство России. При этом хоть какой-нибудь текст законопроекта окружен такой тайной, что почти никто из сообщества его не видел, на сайте Минстроя его нет, на общественное обсуждение он не выносился.

Весьма резко по поводу предложенного Минстроем законопроекта высказался первый президент НОСТРОя, один из самых известных российских строителей Ефим Басин:
— Тот проект федерального закона, который разработал Минстрой, не совершенствует систему саморегулирования в строительстве, а разрушает.

Что, на самом деле, нужно улучшить и реформировать? Первое – это система размещения компенсационных фондов СРО. Это же не шутка – 25% компенсационных фондов просто пропали в прогоревших банках. Почему никто из банков и ЦБ за это не отвечает? Поэтому наше предложение о создании специализированного строительного банка – это очень важная инициатива. Здесь деньги компенсационных фондов могли бы работать. Письмо за подписью нескольких авторитетных строителей было отправлено на имя президента России, и мы надеемся на положительное решение, может быть, даже к Госсовету. А предложение, которое заложено в данном законопроекте о размещении компфондов СРО через управляющие компании, я считаю дополнительной коррупционной схемой, и больше ничего. Мы видим, как работают управляющие компании и как они распоряжаются деньгами.
Второе: просто удивительно, что законопроект полностью отменяет допуски на право производства различных видов работ. Сейчас эти допуски обусловлены необходимым количеством сотрудников и их квалификацией. По каким критериям мы будем определять, готовы ли организации к членству в СРО и к работе на стройке или нет? Поэтому допуски к видам работ нельзя ликвидировать.

Далее, совершенно выпала из закона система повышения квалификации сотрудников. Сегодня отрасль не стоит на месте, проявляются новые материалы и технологии, а мы исключаем повышение квалификации и оставляем только аттестацию.

Четвертое: субсидиарная ответственность, которая закладывается в законопроекте – это еще одна коррупционная схема. Вполне допускаю ситуацию, когда заказчик на уровне муниципалитета будет договариваться с подрядчиком о срыве сроков строительства, а отвечать будет не подрядчик, а СРО – все ее члены. Как такое можно закладывать?! Какая схема предлагается? Подрядчик сорвал сроки строительства, и хотя есть договор, где оговорена ответственность сторон, заказчик предъявляет требования не к подрядчику, а к СРО, у которой деньги в компфонде уже собраны. А СРО потом должна регрессным иском предъявлять претензии через суд к подрядчику, которого может уже не существовать. Более того, подрядчик один, а у него есть субподрядчики, которые также должны деньги вытаскивать из генподрядчика через суд. Да мы утонем все в этих судах, годами будем судиться!
У нас ответственность заказчика и подрядчика уже определена в нескольких законах, мы боремся за того, чтобы эта ответственность была равной. А сейчас у нас существует рынок заказчика, заказчик диктует подрядчикам условия любые, какие захочет, штрафует за все, а сам ни за что не отвечает. И на этом фоне новый законопроект работает не на защиту строителей, а на защиту крупных заказчиков и крупных олигархов-застройщиков.

Пятое: вводя требование обязательного членства в СРО только генподрядчиков, мы полностью разрушаем действующую систему саморегулирования. 70% компаний — малый и средний бизнес – выпадают из СРО и окажутся просто брошенными. Вместо того, чтобы поддерживать малый и средний бизнес, разработчики закона оставляют его один на один с крупными генподрядчиками.

Для лечения болезней СРО надо упростить процедуру слияния и выхода из СРО, и тогда у честных членов СРО будет возможность вместе с компфондом перейти в нормальную СРО из той, которая все разграбила и прогорела. А сейчас НОСТРОЙ принимает решение исключить из реестра недобросовестную СРО, Ростехнадзор это решение поддерживает, и компании, которые состояли в этом СРО, тут же лишаются допуска на рынок, права участвовать в тендерах и так далее. Но они не могут получить через НОСТРОЙ свой компфонд и перейти в другую СРО, пока не пройдут все суды – а суды могут идти годами. В результате компании или платят второй раз взнос в компфонд новой СРО, или уходят с рынка.
И еще: я бы сказал, что какая-то жадность появилась у авторов закона в желании собрать денег со строителей. Посмотрите, какие цифры заложены в этом законопроекте: 30 млн рудей, 25 млн рублей за право получить допуск как генподрядчик. С малых предприятий — 1-2 млн рублей. И плюс еще два компенсационных фонда, а не один. У нас сегодня каждый день десятки строительных организаций закрываются – а Минстрой хочет с них получить такие деньги!

Владислав Крупнов