Уважаемые коллеги!
В июле 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Данный закон, по моему мнению, носит достаточно «революционный» характер в области саморегулирования. На первый взгляд, можно прийти к выводу, что все строительные компании занимающиеся проведением капитального ремонта зданий и сооружений больше в Свидетельстве о допуске не нуждаются. Сразу же возникает вопрос: «Почему, по аналогу с ФЗ № 240, не предусмотрен возврат взносов в компенсационный фонд?» Ведь многие строительные компании никогда не участвовали в возведении объектов капитального строительства и не участвовали в реконструкции объектов капитального строительства, занимаясь именно капитальным ремонтом школ, больниц, жилья и т.п. Более того, многие получили допуск к видам работ по организации строительства на объекты, сметная стоимость которых не превышала 60 миллионов рублей. Данные организации вынуждены были к 300 тысячам рублей, ранее внесённым в КФ, внести дополнительно ещё по 200 тыс. рублей.
Вопрос: Надо ли строительным компаниям, не работающим и не планирующим работать на строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, выходить из состав СРО или нет?
Вот как комментирует ФЗ № 243 НОСТРОЙ на своём сайте:
18 июля подписаны три федеральных закона, предусматривающих внесение изменений в Градостроительный кодекс. Вносимые поправки касаются вопросов реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выдачи разрешения на строительство.
1. Федеральные законы от 18.07.2011 № 215-ФЗ и № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируют вопросы, связанные с осуществлением реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Впервые в базовом законе о градостроительной деятельности введено понятие «капитальный ремонт». До этого понятие «капитальный ремонт» содержалось в отдельных специальных законах и различалось по содержанию, что вызывало трудности в правоприменительной практике, в том числе при разграничении понятий «капитальный ремонт» и «реконструкция». Понятие «капитальный ремонт», содержащееся в пункте 14.2 статьи 1 Кодекса, содержит исчерпывающий перечень частей (элементов) здания, строения, сооружения, а также инженерной инфраструктуры, являющихся объектами проведения капитального ремонта. Капитальный ремонт проводится в отношении:
— отдельных элементов несущих строительных конструкций;
— строительных конструкций и их элементов, не являющихся несущими строительными конструкциями;
-систем инженерно-технического обеспечения;
— сетей инженерно-технического обеспечения.
Вторым квалифицирующим признаком капитального ремонта является характер работ, проводимых в отношении объекта капитального строительства, а именно замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов. При этом при строительстве – это создание зданий, строений, сооружений, при реконструкции – изменение параметров здания или его частей, а именно — надстройка, перестройка, расширение, а также замена и восстановление несущих строительных конструкций.
Таким образом, по сравнению с ранее действующим законодательством, из работ, выполняемых при капитальном ремонте, исключены работы, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Эти работы могут выполняться только при строительстве и реконструкции. Именно это обстоятельство послужило основанием для упрощения административных процедур при проведении капитального ремонта. Теперь, в соответствии с Федеральном законом от 18.07.2011 № 243-ФЗ, при капитальном ремонте:
1) требуется заполнение только отдельных разделов проектной документации (ч. 1 статьи 48);
2) не проводится государственная экспертиза разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч. 3 статьи 49);
3) не проводится государственный строительный надзор (ч. 1 статьи 54), и, соответственно, в его рамках государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор;
4) не требуется получение разрешения на строительство (ч. 17 статьи 51);
5) не требуется получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (ч. 1 статьи 55);
6) не проводится государственная экологическая экспертиза проектной документации федерального и регионального уровней (части 1 статей 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
При этом указанные изменения в регулировании капитального ремонта никак не отражаются на вопросах выдачи свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как и прежде, виды работ, перечисленные в приказе Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, проводимые при капитальном ремонте, требуют получения свидетельства о допуске.
Одним из основных нормативных документов в области саморегулирования является Приказ Минрегионразвития РФ от 30.12. 2009 г. № 624. В этом приказе в пункте 2 отмечено, что перечень не включает в себя виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГК РФ. Необходимость внесения изменений в приказ № 624 возникла в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но ведь именно в часть 17 статьи 51 ГК РФ добавили пункт 4.1: «капитального ремонта объектов капитального строительства». Значит, на капитальный ремонт объектов капитального строительства разрешение получать не надо и значит Свидетельство о допуске не требуется.
Однако в ГК РФ осталась часть 2 статьи 52, где говорится: «виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ».
И наши законодатели, понимая, что с принятием ФЗ № 243 в законодательстве появились противоречия, приняли решение о необходимости внесения изменений в приказ Минрегионразвития № 624.
Вывод: С принятием Федерального закона № 243 процедура выполнения работ по капитальному ремонту упростилась, но по-прежнему при проведении капитального ремонта необходимо получать Свидетельство о допуске на виды работ, попавшие в перечень, утверждённый приказом Минрегионразвития № 624.