НП МНОС «СИБИРЬ» как саморегулируемая организация существует уже более 1,5 лет. Это время было временем становления: вступали в ряды новые строительные организации; буквально с «нуля» создавалась нормативно-правовая база; набирали опыт контрольный и дисциплинарный органы; выстраивались дипломатические связи; велась тесная работа с Национальным объединением строителей; накапливался опыт в работе с регионами; формировались основные направления будущего развития СРО НП МНОС «СИБИРЬ» и саморегулирования в целом.
Наступил новый этап, когда наша СРО окрепла, стала узнаваема в масштабах страны, а по функциям, возложенным на нас федеральным законодательством, отработаны алгоритмы эффективной работы. На этом этапе мы планомерно переходим к тому, ради чего создавалась СРО НП МНОС «СИБИРЬ».
А происходило это в тяжелейших условиях, когда абсолютное большинство строительных СРО создавалось при администрациях городов и регионов, что серьезно связывало строителям руки. «СИБИРЬ» же должна была стать и стала НЕЗАВИСИМОЙ и МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ саморегулируемой организацией.
Принцип независимости выстроился еще в первый год существования НП МНОС «СИБИРЬ», когда мы налаживали связи внутри Сибирского федерального округа – с губернаторами, мэрами, саморегулируемыми организациями, независимыми объединениями строителей, региональными координационными советами СРО и т.д. На сегодняшний день в СФО и не только СРО НП МНОС «СИБИРЬ» не только знают, но и признают.
Что касается принципа межрегиональности, то это и есть задача второго этапа, к которому мы подошли. Цель достижения этого принципа – не только в поиске работы строителям в других регионах, но, самое главное, в налаживании контактов между регионами, взаимодействии и консолидации самих строителей из разных регионов. НП МНОС «СИБИРЬ» планирует подготавливать площадки и темы для торгово-экономических миссий, межрегиональных конференций, форумов, круглых столов.
В настоящий момент в структуре СРО имеются три региональных центра и центральный офис (то есть фактически 4 крупных подразделения по территориальному и количественному принципу)
Предлагаю на основе этих региональных центров и сгруппировать Совет Партнерства, сделав, так называемые Малые советы.
Члены совета организуются по территориальному признаку в Малые советы, всего на сегодняшний день таких советов получается 4:
1. Новосибирск
2. Горно-Алтайск (+Барнаул)
3. Кемерово
4. Красноярск (+Иркутск, + Чита)
+ компании, находящиеся в регионах, не имеющих регионального центра
В каждом региональном центре создается Малый совет, который решает текущие проблемы регионов, входящих в состав центра, включая организацию плановых и внеплановых проверок, а также первичное принятие решения о выдаче свидетельств о допуске.
От каждого Малого совета избирается Сопредседатель совета (Заместитель Председателя Совета партнерства). Вместе с Председателем Совета Сопредседатели от регионов образуют Президиум Совета, который будет осуществлять окончательное принятие решений о выдаче свидетельств о допуске, осуществлять текущее руководство деятельности Совета, исполнительного органа Партнерства и специализированных органов (контрольный и дисциплинарный комитеты).
Кроме того, в случае отсутствия Председателя Совета (например, ввиду болезни, по семейным, служебным и иным обстоятельствам) его функции по решению Президиума Совета возлагаются на одного из Сопредседателей Совета.
На сегодняшний день Президиум Совета составит 5 человек, по одному от региональных центров и Председатель Совета. Для решения вопросов Президиуму установить повышенный кворум, например не менее ? голосов, для принятия решений. А также разрешить вопросы, заранее возникающие при фактическом отсутствии кого-либо из Президиума, – порядок замещения, передоверия и проч.
Вопросы, касающиеся компаний, находящихся в регионах, не имеющих регионального центра, разрешаются либо Президиумом Совета, либо Советом.
Для решения общих задач Партнерства – таких, как подготовка Общего собрания, одобрение крупных расходов партнерства, рассмотрение заключений аудитора, ревизионной комиссии, иных вопросов, в том числе «политических», а также в установленных случаях по требованию необходимого количества членов Совета, членов Партнерства или исполнительного органа партнерства – созывается Совет.
При Президиуме и Совете, создается Секретариат Совета Партнерства, который отвечает за прием корреспонденции, организацию связи между членами Совета и другими органами Партнерства, формирование повестки собраний Совета и прочие текущие вопросы обеспечения деятельности Совета в целом. Структура Секретариата, его количественный состав и заработная плата устанавливаются по решению Совета (или Президиума).
Необходимо также прописать процедуры заочного собрания Совета, разработать единую форму бюллетеней, порядок и сроки уведомления.
Выбираться в Совет и Малые Советы должны только люди, имеющие рекомендации минимум от 10 организаций-членов НП МНОС «СИБИРЬ» из регионов, от которых избираются данные кандидаты, с той целью, чтобы в Советах отсутствовали люди, представляющие исключительно свои личные интересы.
Немаловажным вопросом является вопрос финансирования региональных центров и Малых советов. К сожалению, проблема невыплаты членских взносов и накапливания долгов стала слишком острой, и поэтому предполагается перевести региональные центры на систему «хозяйственного расчета»: 50% всех сборов (вступительных и членских) будут направляться на функционирование региональных центров и Малых Советов. Кроме того, для нужд регионов 100% компенсационного фонда, оплаченного компаниями, подчиняющимися соответствующему региональному центру, размещаются именно этим региональным центром – как раз для нужд этих самых компаний, в том числе, чтобы легче было вести переговоры с банками в преддверии торгов.
Естественно, мы не можем дать полную финансовую независимость, однако даём возможность самостоятельно формировать свой бюджет, основанный на деньгах, полученных от членов своего региона. И в то же время мы не перекладываем всю ответственность на регионы, а несём её вместе. В этом и заключается смысл межрегиональности нашей СРО.
За прошлый год нам удалось создать резервный фонд размером 10 миллионов рублей, который мы готовы направить на укрепление региональных центров, их поддержку первое время, приобретение служебных автомобилей и т.д. Поскольку мы планируем расширять площади региональных центров для работы Малых Советов, уже принято решение о сокращении площади центрального офиса в г.Новосибирске на 100 м2, что сэкономит за счёт стоимости аренды 1,5 миллиона рублей в год.
Исполнительную власть нельзя замыкать на одном регионе. Независимость регионов исключит пересечение их интересов на электронных аукционах. Председатели Малых советов войдут в координационные советы при губернаторах и смогут напрямую решать вопросы с властями.
Ныне функционирующий Совет Партнерства был избран «на скорую руку», да ещё и когда количество членов Партнерства составляло всего лишь 100-150 организаций. В связи с этим, неудивительно, что в Совете оказались «случайные» люди. Теперь же в составе Партнерства более 300 организаций, и Совет должен быть избран уже из этих 300 компаний.
Мы постоянно перенимаем опыт своих коллег – строительных СРО. Анализируем также деятельность их Советов, которые, проделывая огромную работу, приносят реальную помощь членам своих СРО.
Всё вышеизложенное – не в обиду действующему Совету НП МНОС «СИБИРЬ», однако прошло уже более 3 месяцев с последнего Общего собрания, а в Совете продолжаются обсуждения принятых там решений, несмотря на то, что Общее собрание – высший орган власти Партнерства.
Благодарю судьбу за то, что наш Совет возглавляет опытнейший профессионал, Почетный строитель РФ Виктор Семенович Матвеев – человек, который буквально на своих собственных плечах несет груз ответственности, возложенный на весь Совет, и «тащит» за собой нынешних членов Совета, и только благодаря ему наш Совет еще функционирует. Искренне надеюсь, что после ближайших выборов в Совет Партнерства Виктору Семеновичу предстоит работать с обновленной сильной командой профессионалов.
Я, как руководитель исполнительного органа, принимаю критику в свою сторону, и, когда она уместна, нам приходится возвращаться и начинать заново. При этом смею напомнить, что отчетный доклад Президента за 2010 год был одобрен Общим собранием и Советом 31.03.2011. Исполнительный орган всегда подстраивается под строителей и не может кардинально вмешиваться в работу Совета Партнерства. Однако вместе с этим исполнительный орган несет всю ответственность за деятельность Партнерства, как за финансовую деятельность, так и за законность всех производимых действий перед НОСТРОЙ, Ростехнадзором, прокуратурой и т.д. Более того, уголовную ответственность за незаконность производимых действий несёт не Совет, а единоличный исполнительный орган – избранный Общим собранием Президент Партнерства.
Сейчас мы закупаем качественное дорогостоящее оборудование для видеоконференцсвязи, со средств бюджета Совета и исключительно для проведения заседаний Совета. Это позволит удалённым членам Совета более чётко, в прямом и переносном смысле, видеть всю картину происходящего и принимать максимально адекватные решения. А каждое заседание Совета будет транслироваться он-лайн на официальном сайте Партнерства, чтобы любой из членов НП МНОС «СИБИРЬ» мог убедиться в корректной работе Совета.
Подведу итоги всего, сказанного выше. Наша стратегия – в независимости и межрегиональности. Наши региональные центры приняты в регионах как «свои». И теперь мы даем им не только свободу действий и самостоятельность, но и ответственность. Наша СРО должна быть СРО единомышленников. А главным принципом работы аппарата Партнерства должен быть «Мы для членов Партнерства, а не они для нас».
Следующим шагом в направлении развития станет разделение деятельности СРО и коммерческой деятельности – создание Межрегиональных консалтинговых центров стратегического развития СРО в СФО (МКЦСР).
Проект первого подобного центра уже разработан, и готовится к регистрации юридическое лицо. На этот шаг нам приходится идти, поскольку создание отдела развития и реализация проектов развития при НП МНОС «СИБИРЬ» не были разрешены Советом Партнерства. Создание МКЦСР одобрено руководством Министерства регионального развития и руководством Национального объединения строителей.
Подобные центры необходимо будет создать в каждом регионе для их тесной работы друг с другом. Это обеспечит бесперебойную работу с:
— проектировщиками, изыскателями, строителями РФ и других государств;
— производителями и поставщиками строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования и технологий;
— страховыми компаниями;
— вузами, учебными центрами, научно-исследовательскими институтами и инновационными центрами;
— электронными торговыми площадками;
— властями всех уровней;
— СРО и независимыми объединениями в строительной отрасли.
Я 7 лет проработал в администрации Красноярского края в Главном управлении развития экономики и планирования и хочу использовать свой опыт при создании МКЦСР СРО в СФО. А техническими вопросами в строительстве должны заниматься грамотная команда исполнительного органа и Совет Партнерства.
Данное предложение по реструктуризации Совета Партнерства будет вынесено на предстоящее Общее собрание членов НП МНОС «СИБИРЬ».
Прошу прокомментировать данное предложение и направить свои замечания, пожелания или вопросы на электронную почту НП МНОС «СИБИРЬ» sibir—msro@mail.ru.
С уважением,
Президент НП МНОС «СИБИРЬ»
В.С. Островский